А. Ф. Маркс и его "Нива"

А. Ф. Маркс и его

Адольф Маркс родился в Германии в семье почтенных бюргеров. Ранняя смерть отца заставила его самого думать о своем будущем, и он решил заняться книжной торговлей. После нескольких лет учебы и работы в известных книготорговых фирмах Германии, Маркс получил приглашение из далекой и совершенно незнакомой ему России от известного русского книготорговца Ф.А. Битепажа. Не зная ни языка, ни страны, ни народа, населявшего ее, он покидает родину и едет в Россию.

Пять лет он набирался опыта у Битепажа, затем в книжном магазине М.О. Вольфа, давал уроки иностранных языков, работал на контроле Варшавской железной дороги. Все это время Маркс жил надеждой открыть свое собственное дело, стать самостоятельным издателем.

Работая еще в крупных книготорговых фирмах, он тщательно изучал русские и иностранные журналы, интересовался литературными вкусами и потребностями клиентов, знакомился с писателями. И понял, что издание тонкого иллюстрированного журнала откроет перед ним определенные перспективы.

В 1869 году Маркс приобретает у В.Е. Генкеля права на журнал «Живописный сборник замечательных предметов из наук, искусств, промышленности и общежития» и получает право на открытие нового журнала «Нива». Определяя его программу, Маркс отказался от политической полемики, поставив своей целью «проведение в общество чисто семейных здравых начал», того, «что может сплотить, соединить семью и оказать ей посильную помощь». Так в России появился первый журнал, предназначенный для семейного чтения. Первый номер «Нивы» вышел в декабре 1870 года.

В библиотеке хранится собрание «Нивы» за несколько лет. Материалами из этих журналов будет иллюстрироваться обзор.

Открывала журнал беллетристика, затем шли познавательные и научно-популярные статьи по археологии, естествознанию, астрономии, медицине, исторические и географические очерки. Богатой информацией наполнялись отделы «Технические изобретения и открытия», «Политическое обозрение». В каждом номере помещались характеристики выдающихся современников и исторических деятелей, биографические очерки. Традиционная для русских журналов «Смесь» носила познавательно-развлекательный характер. Там печатались шарады, ребусы, полезные советы по медицине, домашнему хозяйству. Привлекали читателей репродукции и гравюры картин русских и европейских художников: И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, А.Н. Бенуа, В.В. Верещагина. В разделе «К рисункам» помещались комментарии к ним, рассказы о биографиях художников, истории создания картин, объяснялось их содержание.

Журнал сыграл роль первоначальной школы для многих художников, вышедших из народных низов, и отзывавшихся о нем с глубочайшей благодарностью. И.Н. Павлов, известный график, народный художник России, вспоминал, как подолгу рассматривал чудом попавшиеся ему номера «Нивы» с гравюрами, помещенными на страницах журнала, и в нем зародилась «мысль добиться такого совершенства, чтобы работать в «Ниве». Другой советский художник Е.А. Кибрик, еще мальчиком досконально изучивший полный комплект «Нивы», писал, что это был почти единственный источник его сведений о прекрасном мире искусства. «В конце журнала помещались сведения о художественных выставках с репродукциями лучших картин и краткими аннотациями на показанные на выставках картины. Этот раздел журнала притягивал меня особенно сильно…», - вспоминал он позднее.

 Все годы истории «Нивы» - это годы борьбы за читателя, стремление заинтересовать его разнообразными бесплатными приложениями. Так, в 1871 году появляется первое еженедельное приложение к журналу – «Парижские моды», содержащее чертежи выкроек, узоры для рукоделия, рисунки. В 1873 году стали прилагаться «бесплатные премии» в виде книг, картин, фотографий, портретов, географических карт, календарей. Маркс одним из первых применил эту практику, что способствовало популярности журнала и увеличению числа подписчиков.

Неукротимая энергия и замечательный организаторский талант Маркса помогали ему добиваться того, что с «Нивой» сотрудничали писатели, поэты, ученые, чьи имена способны были украсить любой первоклассный журнал. Здесь печатались А.Н. Майков, Д.В. Григорович, Я.П. Полонский, А.А. Фет, Г.П. Данилевский, Н.С. Лесков, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, П.П. Гнедич, Вас.И. Немирович-Данченко, Вс.С. Соловьев.

 На страницах журнала впервые увидел свет роман Л.Н. Толстого «Воскресенье». Маркс стремился привлечь к журналу и так называемых «молодых» писателей, ставших позднее славой русской литературы: А.П. Чехова, И.А. Бунина, Д.С. Мережковского, К.Д. Бальмонта. Авторами журнала были и известные ученые, обладавшие даром популяризации. Так, с циклами статей выступили знаменитый гигиенист Ф.Ф. Эрисман, педагог П.Ф. Лесгафт, здесь была помещена статья микробиолога Р. Коха и материалы о нем. Все это делало журнал популярным и интересным.

Постепенно экономическое положение журнала упрочилось, и Маркс получил возможность несколько расширить свою деятельность. Его заинтересовали иллюстрированные издания. В какой-то мере они служили гарантией солидности фирмы, могли привлечь внимание прессы, стать для нее рекламой. Надо отметить, что наряду с художественными, Маркс большое значение придавал литературным достоинствам произведения. Поэтому в числе первых его иллюстрированных изданий была классическая поэма Джона Мильтона «Потерянный и возвращенный рай». Перевод был издан с параллельным текстом на английском языке и иллюстрирован 50 картинами «величайшего иллюстратора XIX века» Гюстава Доре, выполненными в технике торцовой гравюры на дереве на отдельных листах. Громадный том в красном полушагреневом переплете с золотым тиснением и обрезом вызвал заметный интерес читателей. В этом издании, как подчеркивала одна из газет, «литературное достоинство соединяется с редкой в России роскошью типографского искусства».

В нашей библиотеке сохранилось более позднее издание книги, выпущенное в типографии А.Ф. Маркса в 1895 году, которое уступает первому лишь оформлением переплета (переплет составной, крышки оклеены мраморной бумагой, корешок кожаный, с пятью бинтами, с золотым тиснением, обрез простой).

И(Англ)
М60
Ф5642
Мильтон, Джон. Потерянный и возвращенный рай : поэмы / Д. Мильтон : с 50 карт. Густава Доре ; пер. с англ. А. Шульговской. - Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, [1895]. - XVIII, 332, [4] c., 50 л. ил.

В 1885 году Маркс выпускает «Историю искусств» П.П. Гнедича, известного русского драматурга, переводчика, историка искусств. Литературно-художественные очерки П.П. Гнедича публиковались в «Ниве» с 1877 года и теперь составили иллюстрированную книгу. Это было первое сочинение по истории всеобщего искусства с древнейших времен до конца XIX века, принадлежащее перу отечественного автора, написанное доступно, популярно, увлекательно и богато иллюстрированное. Оно тоже есть в фонде библиотеки.

709
Г56
Ф19704

Гнедич, Петр Петрович. История искусств с древнейших времен : с 430 гравюрами в тексте / П. П. Гнедич ; с предисл.  авт. – Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1885. – [10], VIII, 506, [2] : ил.

 Позже выходит трехтомная «История русской словесности» видного историка и слависта П.Н. Полевого, в которой он показывает картину «умственной и духовной жизни русского народа» через устное и печатное слово, начиная с древнейших литературных памятников «до совершеннейших творений классических писателей и поэтов, ученых и публицистов». П.Н. Полевой даёт полное представление о том, как постепенно, в различные эпохи, видоизменялся и развивался русский книжно-литературный язык от древнейших времен до конца XIX столетия. Успех издания был не случаен. Качество его было великолепным, одним из лучших в дореволюционной России. Книги в роскошном переплете. На крышках блинтовым тиснением орнаментированная с растительным мотивом полоса. Корешок из коричневой кожи с четырьмя бинтами, название книги золотым тиснением. Издание содержало множество рисунков, гравюр, портретов, цветных хромолитографий, факсимиле писем. Труд П.Н. Полевого сравнивали с лучшими российскими энциклопедиями. Это издание есть и в нашем фонде.

kar1

П49
Полевой, Петр Николаевич. История русской словесности с древнейших времен до наших дней : в 3 т. / П. Н. Полевой. – Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, ценз. 1900.
Ф5939     Т. 1. - 655 с., 18 отд. л.: ил.
Ф5873     Т. 2. - VIII, 650, [2] с., 29 отд.л.: ил.
Ф5872     Т. 3. - 708 с., 11 отд. л.: ил.. - Указ.: с. 691-708.
 

Кроме того, из иллюстрированных изданий Маркса в библиотеке сохранилась «Всеобщая история» профессора О. Иегера. Это одно из лучших популярных сочинений немецкого ученого по всеобщей истории. Русские издатели дополнили его многочисленными иллюстрациями, рисунками в виде гравюр, картами, чертежами, планами, которых нет в немецком оригинале.

9(И)
И30

Иегер, Оскар. Всеобщая история в четырех томах / Соч. проф. Оскара Иегера ; пер. и доп. под ред. П.Н. Полевого : в 4 т. - 5-е изд., пересмотр. и испр.Л. З. Слонимским. - Санкт-Петербург : Изд. товарищества А.Ф. Маркс, 1894.

43801 Т. 1: История древняя. – ценз. 1894. - VIII, 614 с., [22] л. ил., карт., [5] л. объясн. текста : ил., карт.
43802 Т. 2: История средних веков. – ценз. 1894. - VI, 623 с.,[22] л. ил., карт., [10] л. объясн. текста : ил., карт.
30588 Т. 3: Новая история. – ценз. 1894. - VI, 665 с., [23] л. ил., карт., [2] л. объясн. текста : ил., карт.
43803 Т. 4: Новейшая история. – ценз. 1894. - VIII, 835 с., [16] л. ил., карт., [2] л. объясн. текста : ил., карт.
Примером изданных А.Ф. Марксом популярных исторических книг является цикл очерков «Древнейшая история Востока» известной русской писательницы, востоковеда, блестящего популяризатора З.А. Рагозиной. Доступно и интересно рассказывает она о политической истории, религии и культуре древнего Востока.

kar1

63.3(0)
Р14
М490402
Рагозина, Зинаида Алексеевна. История Ассирии : от возвышения Ассирийской державы до падения Ниневии : с. 101 рис. и 2 карт., печат. красками / З. А. Рагозина. – Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, ценз. 1902. - XVI, 5-500 с., : фронт. (ил.), ил. - (Древнейшая история Востока). - Библиогр.: с. XII-XVI. – Алф. указ.: с. 481-500. - Экз. без карт.

kar1

63.3(0)
Р14
М490436
Рагозина, Зинаида Алексеевна. История Мидии, второго Вавилонского царства и возникновения Персидской державы : с. 90 рис. и 1 карт. / З. А. Рагозина. - Санкт-Петербург : Изд. А.Ф. Маркса, ценз. 1902. – XVI, 522 с. 1 л. карт. : фронт. (ил.), ил. – (Древнейшая история Востока). – Алф. указ.: с.501-522.

kar1

Р14
М119277
Рагозина, Зинаида Алексеевна. История Халдеи с отдаленнейших времен до возвышения Ассирии : с 114 рис. и 2 карт. / З. А. Рагозина. - Санкт-Петербург : Изд А.Ф. Маркса, ценз. 1902. - [4], XIX, 447, [1] с., 1 л. карт. : фронт. (ил.), ил. - (Древнейшая история Востока ; 1). - Библиогр.: с. 1-4. – Алф. указ.: с. 435-447. – Экз. с 1 л. карт.

kar1

Р17
М490421
Рагозина Зинаида Алексеевна. История Индии времен Риг-Веды / З. А. Рагозина. - Санкт-Петербург : Изд. А.Ф. Маркса, ценз. 1905. – XIII, [1], 496 с. : 2 л. фронт. (карт., ил.), ил. – Древнейшая история Востока). - Алф. указ.: с. 481-496.

Кроме иллюстрированных изданий, А.Ф. Марксом было выпущено немало и дешевых книг по истории, естествознанию, истории культуры, педагогике, прикладным наукам. Общее число их достигало более 200 названий. Но была еще одна отрасль издательского дела, в развитии которой ему принадлежит выдающаяся роль. Это картография. До Маркса картографические издания в России практически не выпускались массовыми тиражами. Для организации этого дела требовались большие средства. И Маркс, затратив их, основал особое картографическое заведение и пригласил в качестве редакторов крупнейших специалистов в этой области – известного географа, профессора Э.Ю. Петри, возглавлявшего кафедру географии и этнографии Петербургского университета, и Ю.М. Шокальского, будущего президента Всесоюзного географического общества. С их помощью он в течение 10 лет готовил «Большой всемирный настольный атлас», лично просматривая каждую карту. Одновременно вышли еще два издания, получившие не меньшую известность.

В нашей библиотеке есть «Учебный географический атлас», подготовленный профессором Э.Ю. Петри, Он был одобрен в качестве учебного пособия для гимназий, средних учебных заведений, кадетских корпусов и для приобретения в библиотеки церковно-приходских школ.

kar1

П30
К 359-КХ(РФ)
Петри, Эдуард Юльевич. Учебный географический атлас : 48 гл. карт, 137 доп. карт и черт. на 47 табл. / Э. Ю. Петри. - 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса [19--]. – [8], 18 с., 47 л. карт.

В фонде представлен и «Всеобщий географический и статистический карманный атлас», составленный профессором А.Л. Гикманом и самим А.Ф. Марксом. Это прекрасно изданная книга малого формата. Помимо карт, здесь содержатся великолепные, изобретательно, наглядно исполненные диаграммы и таблицы. Атлас включает сведения о солнечной и планетной системах, о поверхности земли, о главнейших островах на земном шаре, величайших озерах, о человеческих расах и племенах, о языках и религиях, монетах, гербах и флагах всех государств и множество других интересных сведений о мире.

kar1

91
Г46
М40176
Гикман Антон Лео, Маркс Адольф Федорович. Всеобщий географический и статистический карманный атлас / А. Л. М40176 кх(рф Гикман, А.Ф. Маркс. - Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, ценз. 1900. – [2], 73, [1], 55 л. ил., карт.

 

 

 

 

Но подлинную славу М.Ф. Марксу принесли собрания сочинений крупнейших русских писателей, массовым тиражом прилагаемые им к «Ниве» и распространяемые за фантастически дешевую плату. Именно Маркс сделал эти произведения общедоступными, расширил круг их читателей, приблизил к малоимущим слоям населения.

В библиотеке сохранились многие приложения к «Ниве» и мы покажем их в ходе рассказа. Первым в ряду изданий русских классиков стало полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, затем А.С. Грибоедова, И.И. Козлова, А.И. Полежаева, А.В Кольцова, Д.И. Фонвизина, сочинения М.В. Ломоносова. Это были однотомники.

Все они вышли под редакцией известного критика и общественного деятеля А.И. Введенского и, кроме основного текста, содержали биографический очерк писателя, его портрет. Тексты, насколько было возможно, сверялись с рукописями, сопровождались небольшими примечаниями. Все эти сочинения продавались в розницу, а в 1892-1893 годах выходили в качестве приложений к «Ниве».

Интерес, проявленный к ним современниками, убедил Маркса в возможности выпуска многотомных изданий в виде приложений к журналу. Он решил издавать сочинения писателей, чьи имена были хорошо известны читающей публике. Маркс выкупает монопольное владение авторскими правами на сочинения Н.В. Гоголя и Н.С. Лескова, право на издание полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского в виде приложения к «Ниве», одного издания сочинений И.С. Тургенева, сочинений И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.А. Фета, Я.П. Полонского. Кроме того, приложениями к «Ниве» вышли полные собрания сочинений Г.П. Данилевского, Д.В. Григоровича, В.Ф. Жуковского и многих других известных русских писателей. В качестве самостоятельных изданий – собрания сочинений А.Н. Плещеева, С.Н. Терпигорева, В.Г. Овсеенко, Вл.И. Немировича-Данченко, И.М. Станюковича, А.К. Толстого.

Уже простой перечень имен говорит о том, какой вклад внес А.Ф. Маркс в поддержку писателей и развитие русской культуры в те годы, когда дело просвещения народа в значительной мере было предоставлено частной инициативе. Иллюстратор русской книги Н.В. Кузьмин писал: «Классиков провинция читала лишь по милости издателя А.Ф.Маркса, когда они появились в бесплатных приложениях к «Ниве». Писатель В.Г. Лидин уверял, что по «нивским» собраниям сочинений классиков он и его сверстники «приблизились к великой русской литературе, воспитывались и учились». Именно прилагаемые к «Ниве» собрания сочинений классиков и современных писателей составили основу многих личных библиотек в провинции и в столицах. Поэтому, можно сказать, что основной заслугой Маркса перед русской культурой было не столько многолетнее издание первого массового семейного журнала, сколько выпуск целой библиотеки собраний сочинений лучших отечественных писателей.

Книжному делу А.Ф. Маркс посвятил всю свою жизнь. Он начинал мальчиком в магазине, а закончил владельцем крупнейшими в России магазином и типографией, издателем одного из самых известных журналов. Его успех обеспечили любовь к делу, железное трудолюбие, неукротимая энергия, организаторский талант и деловая безупречность. Конечно, наивно было бы полагать, что, вступая на издательское поприще, Адольф Маркс думал исключительно о просвещении русского народа. Нет. Перед ним стояла одна задача – создать свое дело. Он выбрал любимое им книжное дело и преуспел в нем.

Использованная литература:
Диренштейн Е.А. «Фабрикант» читателей: А.Ф. Маркс. – М., 1986.
Баренбаум И.Е., Костылева Н.А. Книжный Петербург. – Л., 1986.