Подвижник русской литературы

Подвижник русской литературы

(К 200-летию со дня рождения В. Г. Белинского)

«Он явился вдохновенным выразителем всех лучших стремлений и надежд современного ему поколения…»

Н.И. Стороженко

Литература о Белинском необозрима. Разумеется, не вся она равноценна, ведь сам «объект» исследования достаточно сложен и противоречив. Но мы остановимся на изданиях второй половины XIX – начала XX века, когда имя Белинского, после восьмилетнего запрета, вновь было поднято на недосягаемую высоту.

Российской культуре всегда была дорога память о великом русском критике В. Г. Белинском, чья 14-летняя деятельность представляет собой поразительное явление. Недоучившийся студент, бедняк, зарабатывающий свой хлеб журнальной работой, вдруг становится, благодаря своему выдающемуся таланту, во главе русской критики, создает и разрушает литературные репутации. К его суждениям, к его вдохновенным речам прислушиваются то с восторгом, то с негодованием, но всегда со вниманием, все известные тогдашние литераторы. Ибо этот гениальный самоучка обладает редкой проницательностью и умеет открыть большой талант там, где никто этого не подозревает, и, наоборот, никто не умеет так разоблачить отсутствие таланта под блестящей мишурой фраз, как он.

Одаренный от природы редким эстетическим чутьем и страстной любовью к литературе, Белинский в самый ранний период своей деятельности весь отдается своему непосредственному чувству и любуется прекрасным во всех видах и у всех народов. Он отдает дань восторга и протестующему идеализму Шиллера, и трезвому реализму Сервантеса, преклоняется перед гениальностью Шекспира. Точка зрения его на художественные произведения была в то время чисто эстетическая. Задача критика состояла, по его мнению, в том, чтобы выяснить для себя: точно ли разбираемое произведение изящно, и заслуживает ли автор называться поэтом. «Критика обязана быть… гувернером общества», - писал он.

Но натура критика была слишком живой и отзывчивой, чтобы он мог успокоиться на формально-эстетической точке зрения. Уже тогда он мечтает о критике, которая «должна быть шагом вперед, открытием нового». И через четыре года ставит для критики более широкие задачи, утверждая, что она должна быть «учителем общества» и на простом языке высказывать высокие истины. А главная задача критика состоит в том, чтобы раскрывать общественный смысл разбираемого произведения, его социальное значение и попутно будить общественное сознание, проводить в общество просветительные и гуманные идеи. «Никто, кроме людей ограниченных и духовно-малолетних, не обязывает поэта воспевать непременно гимны добродетели и карать сатирою порок; но каждый умный человек вправе требовать, чтобы поэзия поэта или давала ему ответы на вопросы времени, или, по крайней мере, исполнена была скорбью этих тяжелых, неразрешимых вопросов. Кто поет про себя и для себя, презирая толпу, тот рискует быть единственным читателем своих произведений», - утверждает критик. Так, под влиянием условий русской жизни, совершилась эволюция критических взглядов Белинского, превратившая его из художественного критика в критика-публициста.

Критическая деятельность Белинского имела громадное не только литературное, но и общественное значение. Как литературный критик, он обладал почти безошибочным эстетическим чутьем и необыкновенной художественной фантазией, с помощью которой он переживал созданные художником события, как переживал их сам художник. На этих двух качествах и основывалась его редкая критическая проницательность, которая так удивляла его читателей. Они восторженно отмечали поэтическую устремленность, пленительный лиризм и драматическое напряжение в его статьях. Аполлон Григорьев оценивал статьи Белинского как произведения искусства, которые отличаются «необыкновенным лиризмом» и покоряют своей «яркостью, страстностью, упоенностью». Все это и сделало его подлинным родоначальником новой русской литературной критики и создателем публицистического, критического языка.

Да, Белинский помог России понять многое и многих.

И Пушкина, который совершил подвиг – «дал нам поэзию, как искусство, как художество», способную «развивать в людях чувство изящного, чувство гуманности…, бесконечное уважение к достоинству человека как человека…». Интересно в этом отношении признание Л. Н. Толстого, отметившего в своем дневнике: «…читал Белинского… Статья о Пушкине – чудо. Я только теперь понял Пушкина».

И Гоголя, осмелившегося первым взглянуть «смело и прямо на русскую действительность» с полным сознанием того, что «бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости…».

И Лермонтова, призванного «выразить собою и удовлетворить своею поэзиею несравненно высшее, по своим требованиям и своему характеру время», чье творчество показало, что только «железный стих, облитый горечью и злостью», может как-то пронять «толпу», задеть ее за живое, пробудить если не саму совесть, то хотя бы душевное движение навстречу ей.

Благодаря Белинскому были поняты многие писатели той поры – Н. Загоскин, И. Лажечников, В. Сологуб, Д. Даль, И. Панаев, - занявшие достойное место в отечественной литературе. Он первым оценил и открыл России имена А. Кольцова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, А. Майкова, которые составляют теперь гордость нашей литературы.

И. Гончаров, лично знавший Белинского, уверен, что ему помогало в этом случае то, чего недоставало другим критикам: страстного сочувствия к художественным произведениям. Он писал: «Чем ярче и сильнее талант, тем страстнее было и впечатление. Оно будило его нервную систему, затрагивало фантазию и порождало горячие критические излияния, которые бросали столько света и огня на все, что производила литература замечательного».

Воздействие Белинского на литературу и общество оказалось глубоким и долговременным. В «Очерках гоголевского периода русской литературы» Чернышевский писал о значении критики Белинского для своего поколения: «Мы все привязаны к ней горячею любовью преданных и благодарных учеников». «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени», - вторил ему Некрасов. Да, многое нужно было совершить, чтобы у сдержанной «музы мести и печали» вырвать такие пламенные строки беспредельного благоговения. И только один Белинский мог так растрогать самого сдержанного сына «сдержанного племени».

Успехи отечественной литературы внушали Белинскому уверенность в будущем России, русского народа. Об этом он со всей убежденностью, как выношенный, выстраданный итог жизни сказал в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года»: «Нам, русским, нечего сомневаться в нашем политическом и государственном значении: из всех славянских племен только мы сложились в крепкое и могучее государство…, выдержали с честью не один суровый экзамен судьбы, не раз были на краю гибели и всегда успевали спасаться от нее и потом являться в новой и большей силе и крепости. В народе, чуждом внутреннего развития, не может быть этой крепости, этой силы. Да, в нас есть национальная жизнь, мы призваны сказать миру свое слово, свою мысль…» Подтверждение своему историческому оптимизму критик искал и всегда находил в русской литературе, которая в лице гоголевской школы стала самобытной и оригинальной, то есть национально русской.

Как заметил Чернышевский, Белинский «только потому и исполнил свое назначение, что был готов к нему, что носил в своей душе идеал будущего…».

Своей деятельностью знаменитый критик навсегда связал себя с историей русской словесности, развитием которой он так дорожил. Основные темы и тезисы литературно-критической деятельности В. Г. Белинского можно найти в сочинениях критика. Его статьи и рецензии печатались, часто анонимно, в журналах «Телескоп» с приложением «Молва», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Современник», в «Литературной газете». Но в отдельные издания ни при жизни его, ни долго после его смерти не собирались, а демократические круги России, для которых авторитет Белинского был высок, очень нуждались в собрании его сочинений.

Первое, долгожданное, собрание сочинений Белинского в 12 частях, выходит в Москве в издании К. Т. Солдатенкова и Н. М. Щепкина в 1859–1860 годах. Оно подготовлено Н. Х. Кетчером, известным переводчиком, редактором, другом Огарева и Герцена. В основу были положены прижизненные журнальные публикации, а также ряд рукописей, бывших в распоряжении редактора.

1860 big

Статьи и рецензии Белинского группировались по журналам и по годам, а внутри по отделам: «Критика», «Библиография», «Всякая всячина», «Смесь». По цезурным мотивам в это издание не попали знаменитое «Письмо к Гоголю» (его впервые напечатал Герцен в 1885 году в лондонской «Полярной звезде», позднее извлечения из письма опубликует А. Н. Пыпин) и пьеса молодого Белинского «Дмитрий Калинин». Добролюбов, восторженно приветствуя издание, писал: «Давно мы ждали его и, наконец, дождались. Сколько счастливых, чистых минут снова напомнят нам его статьи, тех минут, когда мы полны были юношеских, беззаветных порывов, когда энергические слова Белинского открывали нам совершенно новый мир знания, размышления и деятельности!» В библиотеке сохранился один из томов первого издания (Белинский В. Г. Сочинения. В 12 ч. Ч. 9: с портр. авт. и его факс. – М.: Изд. К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1860.)

Сочинение много раз переиздавалось. Отдельные тома переизданий есть в фонде библиотеки.

1874 big 1911 big avtograf big sbornik statey big tomiki big

Личность Белинского, его идеи, эпоха, критический метод и мастерство всегда привлекали внимание ученых, историков литературы, общественных деятелей. О чем свидетельствуют их многочисленные исследования.

Пыпин А. Н. Белинский, его жизнь и переписка. - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1876. – 374 с. - (К 65-летию Белинского). Первая фундаментальная биография В. Г. Белинского, появившаяся в печати в 70-е годы прошлого века, принадлежит перу Александра Николаевича Пыпина, двоюродного брата Н. Г. Чернышевского, историка литературы и литературного критика, этнографа, фольклориста, журналиста, сотрудника «Отечественных записок» Краевского, «Современника» Чернышевского, Некрасова и Салтыкова-Щедрина, позже «Вестника Европы» Стасюлевича. Вдохновенный труд Пыпина «Белинский, его жизнь и переписка» впервые был опубликован в «Вестнике Европы» в 1874-1875 годах, а затем вышел отдельной книгой в 1876 г.

Он дает совершенно новые подробные сведения о родителях Белинского, о непростых взаимоотношениях в семье, о драматических обстоятельствах учебы в пензенской гимназии и Московском университете, первых статьях молодого критика и их восприятии в журнальных кругах, о вынужденном переезде в Петербург и впечатлениях новой жизни, о духовном кризисе Белинского, сопровождавшемся сложной внутренней борьбой, об изнурительной работе в «Отечественных записках», основании «Современника», ставшем детищем и трибуной критика, о его друзьях – Н. Станкевиче, В. Боткине, М. Бакунине, А. Герцене. Поражает та полнота документальных источников, которые послужили исходным материалом для книги. Пыпин проявил необычайную научную добросовестность, опросив всех, кто знал Белинского, кто мог хранить его письма. Он обратился ко многим с просьбой прислать «личные воспоминания» о критике, обнародовать сведения и впечатления о Белинском, хранящие его облик, мысль, слово.

pypin big

Письма Белинского, разысканные Пыпиным, вводили в мир небывалой душевной красоты автора и произвели в то время сильное впечатление. Все знали Белинского-критика, а теперь вырисовался такой лучезарный образ человека-борца за свои идеалы, который нельзя было не полюбить даже больше Белинского-писателя. Создалось мнение, что Белинский в этих письмах отразился во всей чистоте и идеальности своего высокого духа и стал едва ли не ценнее, чем в своих статьях, где его стесняли условия печати того времени. Точным, емким аккордом звучат заключительные слова Пыпина о Белинском: «Его личная многострадальная жизнь останется, без сомнения, не для одного поколения высоким примером нравственного достоинства и стремления к жизненной истине».

Жизнеописание Белинского, созданное Пыпиным, хотя и не лишено крайностей, ошибок и пристрастий было тем значительным началом, без которого немыслимы были последующие труды о великом критике.

vengerov epoha bel big

Венгеров С. А. Эпоха Белинского: общий очерк: (Из лекций, читанных в Петроградском университете). – 3-е изд., без перемен. - Пг.: Изд-во «Светоч», 1919. – 64 с. Семен Афанасьевич Венгеров, профессор, историк литературы, библиограф, автор трудов о К. Аксакове, И. Гончарове, Н. Гоголе, В. Белинском, составитель биографических словарей по русской литературе, уверен, что вторую половину тридцатых годов и сороковые годы нужно непременно назвать эпохой Белинского, потому, что его идеи, его труды сделали русскую литературу важнейшим фактором нового направления русской гражданственности. Главная заслуга великого критика «не в том, что он лично додумался до всех идей, им высказанных, а в том, что он провел их сквозь горнило сжигавшего его внутреннего пламени и сообщил им отпечаток своей идеально-прекрасной личности».

Непреходящее влияние статей Белинского зиждется на том, что в них слышно биение сердца, бесспорно, самого благородного, когда-либо бившегося в русской груди.

Протопопов М. А. В. Г. Белинский, его жизнь и литературная деятельность: биографический очерк. - СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1894. – 77 с. - (Жизнь замечательных людей: биографическая б-ка Ф. Павленкова) Михаил Алексеевич Протопопов, известный в свое время литературный критик, всецело примыкает к публицистической школе русской критики. В материалах о Белинском автор говорит об основных этапах жизни критика: детство, гимназия, университет, начало литературной деятельности, жизнь в Москве, Петербурге.

Он боготворит Белинского, называет его своим учителем, идеалом человека, талантом и гордится им. «Жизнь Белинского полна увлечений, ошибок, заблуждений, но именно о людях этого типа и сказано, что им многое простится, потому что они возлюбили много. Не от равнодушия к истине, а, наоборот, от слишком страстной и нетерпеливой жажды ее проистекали эти ошибки. Ни чувствовать, ни мыслить вполовину Белинский не умел и не мог. «Упорствуя, волнуясь и спеша», по прекрасному выражению Некрасова, он шел всегда вперед… Он писал, как думал и жил, как писал. В этой полнейшей искренности его нравственная заслуга, помимо его умственных подвигов. Как писатель – он учил нас мыслить; как человек – он учил нас любить мысль и доверять ей. Белинский был натура альтруистическая».

protopopov big

Книга вышла в серии «Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Флорентия Федоровича Павленкова», одного из крупнейших книгоиздателей и редакторов России. Серия выходила с 1890 по 1915 годы. Это была первая в Европе универсальная биографическая коллекция на русском языке, имевшая большой успех. Серией Ф. Павленкова охвачены выдающиеся люди (философы и музыканты, ученые и полководцы, путешественники и изобретатели) всех времен и народов. Начиная с Сократа и Александра Македонского и кончая Шопенгауэром, Львом Толстым, Лобачевским и Соловьевым. 200 биографий, написанных гуманитариями старой Руси, интересны нам и сегодня. Многие «поэтические биографии» по сей день остаются уникальными по информативности источниками. Не исключением является и биография Белинского.

Памяти В. Г.Белинского: литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов: с 3-мя фототипиями. – М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова: Изд. Пензенской обществ. б-ки им. М. Ю. Лермонтова, 1899. – 568 с.: ил. Сборник представляет собой воспоминание о торжественном чествовании великого критика в годовщину пятидесятилетия его кончины.

pamyati bel big

Подробно рассказывается о том, как прошли «дни Белинского» в Пензе и как почтила его память вся Россия. Программа чествования была утверждена министром внутренних дел и состояла из нескольких пунктов: торжественная литургия и панихида в соборе; открытие выставки портретов и изображений самого Белинского и деятелей его эпохи; освящение именем Белинского бесплатной народной читальни, которая явилась первым живым памятником великому критику; литературный вечер в зале Дворянского собрания; школьный праздник со спектаклем для городских училищ; парадный спектакль в городском театре. На наречение именем В. Г. Белинского бесплатной народной библиотеки-читальни прибыл губернатор, официальные лица, духовенство, корреспонденты газет. Заведующий читальней Н. Е. Евграфов познакомил собравшихся с историей возникновения народной библиотеки.

Эпиграфом к его речи были взяты известные слова Белинского: «Придет время, - просвещение разольется в России широким потоком, выяснится умственная физиономия народа, и тогда наши художники и писатели будут на все свои произведения налагать печать русского духа. Но теперь нам нужно ученье, ученье, ученье!».

Центральное место в празднествах занял литературный вечер в Дворянском собрании. Прекрасное литературное содержание, одушевление ораторов и слушателей, торжественное настроение – все это придало вечеру возвышенный характер праздника русской мысли. Литературная часть вечера началась чтением историка литературы, преподавателя Московского университета и университета Шанявского Алексея Евгеньевича Грузинского, при участии и под редакцией которого вышел сборник «Памяти Белинского». Затем свою прекрасную статью «В. Г. Белинский как педагог» прочитал Виктор Петрович Острогорский, просветитель, педагог, общественный деятель. После него талантливый чтец и декламатор Е. Е. Ермилов читал свою брошюру «Заветы В. Г. Белинского молодому поколению». Шумные одобрения вызвали петербургский присяжный поверенный А. Н. Кремнев, прочитавший известный отрывок о Белинском из «Медвежьей охоты» Н.Некрасова, и поэт В. Н. Ладыженский своими стихами «Памяти Белинского».

Общее впечатление всех присутствующих на этих «днях Белинского» прекрасно выразил корреспондент «Новостей» г. Быстренин: «Два дня!.. Как мало, в сущности, времени, и как много пережили мы, присутствующие на всенародном, гласном, открытом признании прав Белинского на бессмертие за эти двое суток, когда тысячи сердец бились согласно, одушевленные одним благородным чувством преклонения перед именем великого учителя…».

Все эти материалы и выступления включены в сборник. Здесь же представлены работы председателя Общества любителей российской словесности, профессора Н. И. Стороженко, И. И. Иванова, В. Е.Якушкина, А. Н. Веселовского, Н. К. Михайловского и других литераторов. В книге даны также материалы для биографии Белинского, его письма к жене, друзьям.

Доход от продажи сборника должен был поступить в фонд имени В. Г. Белинского, образуемый при Лермонтовской библиотеке г. Пензы для просветительных целей.

Венок Белинскому: новые страницы Белинского: речи, исследования, материалы/ под ред. Н. К. Пиксанова. – М.: Новая Москва,1924. - III, 285 с. Сборник был задуман в связи с учреждением Юбилейного комитета по чествованию памяти В. Г. Белинского (75 лет со дня смерти) при Российской Академии художественных наук под председательством А. В. Луначарского. Он включает новые тексты Белинского, найденные В. С. Спиридоновым, которому в результате длительных поисков удалось установить принадлежность Белинскому трех переводов из А. Дюма и 80-ти статей, рецензий, заметок. Все они были включены в 12-й том полного собрания сочинений Белинского, которое Спиридонов редактировал вместе с Венгеровым.

venok bel big

Сборник содержит также речи на юбилейном заседании 13 июня 1923 года, различные исследования: Белинский и театр, Белинский и музыка, Белинский и Тургенев, Белинский и Некрасов, Белинский в сознании Блока и другие материалы. Книга украшена фотографиями, впервые появившимися в печати: снимки с редчайшего портрета работы К. А. Горбунова, с бюста работы В. Н. Домогацкого, с редких портретов родных Белинского, с автографов его писем и статей.

Лернер Н.О. Белинский: критико-биографический очерк. – Берлин; Петербург: Изд-во З.И. Гржебина, 1921. – 220 с.

lerner big

Николай Осипович Лернер один из видных представителей пушкиноведения, занимался историей литературы 19 века, печатался в «Русской старине», «Русском архиве», «Историческом вестнике». Перу Лернера принадлежит ряд этюдов об отдельных писателях (П. Чаадаеве, А. Григорьеве, Н. Лескове). Первое издание книги о Белинском вышло в Москве в 1910 году. В своих работах Лернер пытается воссоздать «образ писателя по его биографии и его суждениям». Отказываясь видеть в истории литературы науку, он считает отличительной чертой литературной критики выяснение значения писателя как «учителя жизни». Он отмечает, что высокая историческая заслуга Белинского заключается в прозорливости его взглядов, в верном критическом чутье, в эстетическом вкусе, в страстной любви к истине, в пламенном темпераменте борца.

«…Сила чувства, которою пропитана каждая строка Белинского, его нравственная чистота сохранят свое обаяние. У этого учителя всегда будет чему поучиться, и сквозь завистливую даль веков передаст отзывчивым сердцам свой благородный пламень великое сердце Белинского», - писал Н. О. Лернер.

Иванов-Разумник. Книга о Белинском. – Пг.: Центральное кооперативное изд-во «Мысль», 1923. – 475 с.

Настоящее имя автора Разумник Васильевич Иванов. Литературный критик, публицист, историк русской литературы и русской общественной мысли. Печатался в «Русском богатстве», в «Русских ведомостях». И хотя научную ценность его историко-литературных работ нельзя признать значительной, книги Иванова-Разумника о Белинском "Великие Искания", ([СПб.]: «Прометей» Н. Н. Михайлова, [1911]. – 67 с.); комментированное издание «Избранных сочинений» Белинского, (СПб., 1911; 2-е изд., 1913) и данная книга представляют определенный интерес. Она состоит из двух частей: первая - внешняя жизнь и внутреннее творчество критика, вторая - изучение его литературных работ, собрания сочинений. Шаг за шагом автор прослеживает духовные искания Белинского, помогая читателю понять и прочувствовать душу его произведений, его затаенные переживания, осознать смысл его деятельности.

ivanov razumnik big

«Никогда не устареют, никогда не будут забыты, никогда не потеряют цены критические суждения и историко-литературные взгляды Белинского», - утверждает исследователь.

Личность и мировоззрение Белинского привлекали к себе внимание нашего земляка Г.В. Плеханова, одного из первых теоретиков марксизма в России.

plehanov o bel big

В своей литературно-критической деятельности Плеханов с первых своих шагов пошел по следам русской революционно-демократической критики. Он сам признавал огромное воздействие, которое оказала она на развитие его взглядов. Выражением глубокого и постоянного интереса к фигуре «гениального разночинца» явились серии плехановских работ, созданных в конце 19-начале 20 веков. Среди них статьи в журналах, а так же речь о Белинском, произнесенная на русских собраниях в Женеве, Цюрихе и Берне (Плеханов Г. В. Речь о Белинском. – [Пг.]: Изд. Союза коммун Северной области, 1919. – 39 с.). Плеханов не ограничивает своего анализа рамками литературных взглядов Белинского, которые сами по себе имели огромное значение в развитии русской литературы и эстетических воззрений.

Он пишет: "...живой и сильный ум Белинского стремился проложить новые „стези“ не только в литературной критике. Его упорная работа была направлена также и на социально-политическую область. И его попытка найти новый путь в этой области заслуживает даже большего внимания, чем сделанное им собственно в литературе».

У каждого литератора, у каждого критика свое мнение о значении творчества Белинского. Но все они едины в том, что всю свою жизнь, до последнего вздоха, он был верен девизу, который начертал уже в первом своем произведении: «Отрекись от себя, подави свой эгоизм, попри ногами твое своекорыстное «я», дыши для счастья других, жертвуй всем для блага ближнего, родины, для пользы человечества…».