Диагност общественных зол и недугов. К 195-летию М. Е. Салтыкова-Щедрина

vi25 05 vis80

Среди классиков русского критического реализма XIX века имя Салтыкова-Щедрина занимает исключительное место мастера социально-политической сатиры. Главными темами его произведений были процессы, происходившие в пореформенной русской деревне, политические события в России и за рубежом, духовная жизнь русской интеллигенции в новых исторических условиях. Труды М. Е. Салтыкова-Щедрина переведены на многие языки мира, а в нашей стране его произведения включены в школьную программу.

Николай Щедрин – псевдоним писателя, настоящее имя – Михаил Евграфович Салтыков. Родился он в дворянской семье, в Тверской губернии, в селе Спас-Угол 15 января1826 года. Начальное образование Михаил получил дома. В 1836 году он поступил в Московский дворянский институт. За прилежное обучение был переведен в Царскосельский лицей, где сделал свои первые шаги в литературе. Писал он преимущественно стихи, часто «неодобрительного характера», но впоследствии понял, что поэзия – это не его. В 1844 году Михаил Салтыков окончил лицей чином второго класса и был зачислен в канцелярию военного министерства. Его библиографические заметки печатал журнал «Современник», а в 1847 году вышли первые повести Салтыкова-Щедрина «Противоречия» и «Запутанная история», в которых проявились социалистические взгляды молодого писателя.

В 1848 году за эти повести он был выслан в Вятку, где работал в канцелярии. Служба в Вятке, продолжавшаяся около 8 лет, стала полезной школой жизни. Здесь же Михаил Евграфович встретил свою будущую жену, Елизавету Болтину. Возвращение в Петербург стало возможным для Салтыкова только в 1855 году, после смерти Николая I.

В условиях начавшегося общественного подъема Салтыков создает «Губернские очерки», основанные на впечатлениях от вятской ссылки и подписанные псевдонимом «Щедрин». «Губернские очерки» переиздаются несколько раз и делают писателя популярным. Щедрина назначают вице-губернатором в Рязань, а через два года в Тверь. В это время он печатается во многих известных журналах. Но, начиная с 1860 года, практически все произведения Михаила Салтыкова-Щедрина выходят в «Современнике». Сам же писатель, как и журнал, начинает переживать притеснения со стороны властей. Михаил Евграфович был вынужден перевестись на службу в казенную палату.

С переходом «Отечественных записок» под редакцию Николая Некрасова Салтыков-Щедрин стал одним из самых активных сотрудников журнала, а после смерти Некрасова занял место редактора. Этот период - наиболее плодотворный в творчестве писателя. Именно в это время Салтыков-Щедрин пишет свой первый и самый известный роман «История одного города». Вскоре выходят «Благонамеренные речи», «Господа Головлевы», «Современная идиллия» и большинство его сатирических сказок. Михаил Евграфович, полностью отдавая себя работе, очень уставал, начались проблемы со здоровьем. Запрет же «Отечественных записок» в 1884 году стал для него огромным ударом. Салтыков-Щедрин продолжал писать. «Мелочи жизни» и «Пошехонская старина» ничем не уступали его более ранним работам, но без связи с читателем он угасал. Умер Салтыков-Щедрин в 1889 году. По его собственному завещанию Михаил Евграфович был похоронен рядом с могилой Ивана Тургенева.

К 195-й годовщине со дня рождения великого сатирика Липецкая областная научная библиотека подготовила выставку редких и ценных изданий произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Диагност общественных зол и недугов».

Многие из представленных на ней книг являются прижизненными. Среди них циклы очерков «Признаки времени» и «Письма о провинции» (1869), «В среде умеренности и аккуратности» (1878), «Благонамеренные речи» (1880), «Невинные рассказы» (1881),

На выставке экспонируется издание, принесшее писателю первую громкую известность. Это «Губернские очерки» (1889), печатавшиеся от имени «надворного советника Н. Щедрина». Впоследствии псевдоним прочно закрепился за Салтыковым. В «Губернских очерках» именно сатира избрана автором как наиболее действенная форма возможности политической борьбы с «болотом» российской государственности. Это произведение навсегда определило общественно-литературную позицию Щедрина как сатирика-демократа.

Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города», стал одним из наиболее ярких произведений русской литературы XIX века. На выставке можно познакомиться с его прижизненным изданием. Писатель долго вынашивал идею написания романа о самодержавии. Работа над ним велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно трудился над несколькими книгами. В итоге вышел роман, состоящий из 16 глав. Его особенность заключается в том, что все они якобы написаны разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве. Устами наивного летописца-обывателя Салтыков-Щедрин издевательски высмеял сменявших друг друга градоначальников города Глупова, прототипами которых были реальные представители провинциального чиновничества. Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», где Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году свет увидела полная версия книги.

Гротескное изображение государственного строя России, пародия на иерархию, царящую в державе, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Салтыков-Щедрин был обвинен в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошел на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, открытая критика самодержавия многих пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете.

На выставке экспонируется также роман Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни» (1887), который многие считают самым пессимистическим его произведением потому, что на исходе жизни автору довелось стать свидетелем мучительно безнадежной, трагической ситуации, когда современникам казалось, что «история прекратила течение свое», творчество иссякло, «прекратилось русловое течение жизни». Жизнь всецело погрузилась в мутную тину «мелочей».

В последние годы жизни Салтыков-Щедрин написал большую ретроспективную вещь под названием «Пошехонская старина» (1887–1889). Это хроника жизни средней провинциальной дворянской семьи и ее окружения незадолго до отмены крепостного права. «Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина», от лица которого ведется повествование, вначале было задумано автором как автобиографическое произведение, но постепенно замысел расширился и усложнился. В своём последнем романе Салтыков-Щедрин воссоздал широкую панораму жизни крепостнической России. С этим изданием можно познакомиться на выставке.

Здесь так же представлен ряд редких биографических и литературно-критических работ о жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина. Среди них труды Н. К. Михайловского «Щедрин. Критические опыты» (1890) и А. Н. Пыпина «М. Е. Салтыков. Идеализм Салтыкова. Журнальная деятельность 1863-1864. Библиографическая заметка» (1899). Большой интерес представляет издание К. К. Арсеньева «Салтыков-Щедрин. (литературно-общественная характеристика)» (1906), так как в нём помимо критических материалов опубликованы факсимиле писем Щедрина и 5 фототипий с его портретов.

Выставка будет интересна поклонникам литературного творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина и всем любителям русской классической литературы.