Искусство книжной графики

vi25 05 vis80

    Во все времена к книге относились как к величайшей ценности. Некогда, еще до изобретения печати, их переписывали от руки, а обложки украшали позолотой и драгоценными камнями. В тексты старинных рукописных книг рука автора вплетала рисованные орнаменты, вязь заглавных букв, лики святых. Иллюстрация также всегда была тесно связана с книгой. Красиво иллюстрированное издание формирует правильный вкус, рождает в читателе желание обладать книгой, хранить ее, передавать из поколение в поколение. Бывает так, что, даже забыв содержание некоторых книг из детства, мы продолжаем в памяти хранить их визуальный образ. Виднейшие мастера живописи обращались к работе над книжным оформлением. Собственное видение прочитанного предлагали многие великие художники. Более того, выдающиеся художники-иллюстраторы буквально «оживили» наших любимых литературных героев.

Сектор редких и ценных книг приглашает посетить выставку «Искусство книжной графики», на которой представлены наиболее интересные образцы книжной иллюстрации XIX–XX веков из редкого фонда библиотеки.

Французский художник, скульптор, гравер Гюстав Доре был одним из главных иллюстраторов XIX века. Он рисовал с раннего детства, но так и не получил художественного образования. Зато Доре много практиковался, изучая картины старых мастеров в залах Лувра и старинные гравюры в Национальной библиотеке в Париже. Доре иллюстрировал Библию, роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Божественную комедию» Данте и многие другие произведения. На выставке экспонируется издание «Библейские мотивы», автором иллюстраций к которому также является Г. Доре.

Становление реализма в литературе середины XIX века нашло отражение и в книжной иллюстрации. На выставке представлены работы прекрасного русского художника Василия Федоровича Тимма, который все свое творчество посвятил исключительно книжной иллюстрации. Тимм более известен как создатель жанровых рисунков к описаниям быта и нравов своих современников. К его знаменитым работам относят рисунки, выполненные к иллюстрированному сборнику «Наши, списанные с натуры русскими». Он был признан тогдашней критикой «первым русским истинно-роскошным изданием». Рисунки к этому альбому создавали также художники И. С. Щедровский, Т. Г. Шевченко и Е. И. Ковригин и гравировщики К. Клодт, Г. Дерикер и И. Менк. На выставке можно посмотреть факсимильное воспроизведение с оригинального издания Я. А. Исакова, 1841 г.

Неоценимую роль в создании художественной формы русской книги сыграли художники объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский. Благодаря им иллюстративное оформление книги стало в один ряд с живописью и скульптурой. Выдающимся живописцем XX столетия был Александр Бенуа. В числе экспонатов проиллюстрированные им «Азбука в картинках», бессмертные произведения А. С. Пушкина «Медный всадник» и «Пиковая дама».

Неподражаемыми иллюстраторами были также Е. Е. Лансере, создавший рисунки к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат», которые стали шедеврами русской книжной графики, и Ю. П. Анненков – иллюстратор поэмы А. Блока «Двенадцать».

Среди лучших по художественному оформлению изданий начала XX века – книги, иллюстрированные М. В. Добужинским. Это «Тупейный художник» Лескова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского. Превосходно решить сложную задачу оформления произведений Достоевского удалось и выдающемуся художнику Илье Сергеевичу Глазунову. Быть может, потому, что Федор Михайлович был его любимым писателем. На протяжении более 30 лет И. Глазунов раскрывал образы, характеры и философию литературных героев великого романиста.

Очень самобытно по оформлению выпущенное «Academia» роскошное издание «Слова о полку Игореве» (1934), выполненное в стиле рукописной книги палехским мастером И. И. Голиковым. Голикова для иллюстрирования «Слова…» рекомендовал А. М. Горький, который называл его «гениальным художником из народа». Больше года работал художник над рисунками к произведению. Он великолепно выполнил все оформление книги – от переплета до концовки – и от руки переписал весь текст. На выставке представлены также издания «Слова...» с иллюстрациями Н. Воробьёва, Р. Л. Белоусова и С. С. Рубцова.

Многие оформители, вдохновившись каким-то литературным произведением, рисуют довольно неплохие картины с его героями. Однако для того, чтобы создать по-настоящему интересную иллюстрацию, художник должен прочувствовать то, что вложил в произведение сам автор, составить свое видение изложенных событий. Неизменно эмоциональный отклик вызывают иллюстрации Е. А. Кибрика. Его живописные герои неотделимы по образу и характеру от персонажей литературных. Поражает силой своего воздействия гоголевский Тарас Бульба, стоящий на костре в последние минуты своей жизни.

Настоящее имя Демьяна Бедного, отдельные произведения которого экспонируются на нашей выставке, — Ефим Алексеевич Придворов. Первые стихи он опубликовал в 1899 году, но, пожалуй, известность ему принесли басни – колкие, точные, ядовитые, написанные до Великой Октябрьской революции. Самые удачные иллюстрации к ним создал К. Н. Фридбер, воплотивший зрительно всю остроту черт характеров сатирических персонажей.

Не менее талантливыми оформителями, которые много иллюстрировали как сатирические, так и серьезные произведения советских авторов, были Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов). На нашей выставке посетитель найдет оформленные ими «Рассказы» А. П. Чехова, романы «Фома Гордеев» М. Горького, «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.

Как талантливый иллюстратор русской и советской классики известен выдающийся художник лауреат Государственной премии СССР Орест Георгиевич Верейский. Его карандашу принадлежит оформление романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», произведений А. Твардовского «Дом у дороги», М. Шолохова «Судьба человека», М. Пришвина «Зеленый шум» и др.

Не считали зазорным для себя занятие книжно-оформительской деятельностью и многие прославленные художники, такие как Виктор Михайлович Васнецов – мастер исторической и фольклорной живописи. На выставке можно увидеть, как выглядел, например, пушкинский вещий Олег глазами великого живописца.

Возможно, кому-то после просмотра нашей выставки захочется не только, как в детстве, полистать красивые иллюстрации, но и воскресить в памяти, перечитать само литературное произведение.

Будем рады видеть вас в числе посетителей выставки с 18 января по 7 мая 2022 г.