Праздник Рождества

л»52. 1893 Н И В А 1893 1213 свою безопасность; онп достигнутъ этого своимъ мужествомъ, присоединяющимся къ мужеству правпте.пьства; необходимо, чтобы страна сама выступила противъ злоуныіплешшковъ,— отъ этого зависитъ безопасность гражданъ п государства, бу­ дущность его, свобода и честь націи. Пожелаемъ отъ души, чтобы вышеприведенныя слова не остались одними словами, и чтобы съ окончаніемъ 1893 г. кончи­ лись и всѣ бѣды отъ подобныхъ лицъ, а въ пастудагощемъ 1894 внѣшній миръ, вм:ѣстѣ съ миромъ внутренней общественной жизни, принесъ бы свои богатыя и щедрыя милости! Р М Ѣ С ь . Какъ проводили наши предки „Рождество Христово". Въ грамотѣ царя Алексѣя Михаиловича въ 1649 году ска­ зано было: „Вѣдомо намъ учннплося, что па Москвѣ, напе­ редъ всего въ Кремлѣ, іі въ Китаѣ, и въ Бѣломъ, и въ Земля­ номъ городѣхъ, и за городомъ, и по переулкамъ, въ навечери Рождества Христова^кликали многіе люди Еаледу и Усе«ь, а съ навечеріи Богоявленія кликали І1луіу\ да въ Москвѣ жъ чпнптся безчинство; многіе люди поютъ бѣсовскія, скверно- словпыя пѣсьни и многіе-жъ люди бранятся межъ себя... И всякою непотребною лаею, и жены п дѣвицы бранятъ позор­ ными словесы. — Да и на Рождество Христово и до Богояв- леньява дня собираются на игрища, сборища бѣсовскія, да пьяны жъ ходятъ на Москвѣ попы, и иноки, и всякихъ чи­ новъ христіане, безчинною бранью бранятся, и дерутся, и бьются, кричатъ и вопятъ, п безъ па­ мяти упиваются, и многіе люди, ереси послѣдующіе, боро­ ды брѢюТЪ, и ВТ. воскресные дни си­ дятъ въ х а р ч е в ­ няхъ, и до обѣдни продаютъ в с я к і й харчъ.... Ско.«орохи съ домрами (т. е. съ музыка.іьными инструментами), п съ дудами, и съ мед­ вѣдями ходятъ, II дару Божію хлѣбу доругаются всяко животно скотское, и звѣрино II птичье пекутъ!" Московскій Сто- ' = главый соборъ 1551 года осуждалъ „ел- линское бѣснова­ ніе", различныя иг­ ры II плясапія въ навечеріе Рожде­ ства II Богоявле­ н і я . — „ К н и г а Кормчая" (издан­ ная въ 1653 г.) стро­ го осуждала и за­ прещала святочныя переряживапья мужчинъ въ женщинъ іі наоборотъ. Въ 1684 г. патріархъ Іоакимъ называлъ святочныя веселія „скверными бѣсовскими дѣйствами и игрищами"; на­ зывалъ ряліеныхъ „неподобными отъ Бога созданіями"; онъ же запрещалъ хоронить гдѣ бы то ни было убившихся іі опив­ шихся на святочныхъ гу.іяньяхъ. Цари подавали примѣръ бла­ гочестія во время Рождественскихъ праздниковъ, но народъ ие слушался. Царь Петръ Алексѣевичъ въ первые же годы своего царство- ваніявъ 1698 г. уже устроилъ слѣдующую дотѣху: „Здѣсь" (т. е. въ Москвѣ), разсказываетъ извѣстный путешественникъ по Россіи Корбъ, „въ день Рождества устраивается пышная ко­ медія. По выбору царя значительнѣйшіе москвитяне возводятся въ разныя духовныя достоинства; одинъ играетъ роль патрі­ арха, другіе митрополитовъ, архимандритовъ, поповъ, дьяко­ новъ п др. Каждый, кто по царскому указанію получитъ одно Новый другъ. изъ этихъ званій, долженъ надѣть соотвѣтственное оному одѣя­ ніе. Его Царское Величество представляетъ дьякона. Театраль­ ный патріархъ въ сопровожденіи мнимыхъ своихъ митропо­ литовъ и прочихъ лицъ числомъ около 200, прокатился въ 80 саняхъ черезъ весь городъ въ Нѣмецкую Слободу, съ посохомъ, въ митрѣ II съ другими знаками своего достоинства. Въ до­ махъ всѣхъ купцовъ II богатѣйшихъ москвитянъ воспѣвались хвалы родившемуся Богу при звукахъ музыки, нанятой хо­ зяевами дома за большія деньги... Въ каждомъ домѣ разста­ влены столы съ холодными яствами изъ опасенія, чтобы гости не застали врасплохъ!" Потѣха эта понравилась Петру такъ, что онъ II въ послѣдующіе годы повторялъ ее въ Москвѣ -и Петербургѣ, но, съ тою разницею, что компанію сосіав.іялъ извѣстный „всеиьяпѣпшіГі соборъ" кардиналовъ съ княземъ иа- иою—Зотовымъ во главѣ II въ сопрово­ жденіи слугъ кня- зя-иапы, н а б р а н ­ ныхъ изъ величай­ шихъ пьяницъ II притомъ уродовъ. По смерти Зотова, въ 1723 г. сдѣланъ былъ папою Бутур­ линъ, а послѣ него п р о в і а н т с к і й чи­ новникъ Строгость. Въ концѣ своего ц а р с т в о в а н і я Петръ разжаловалъ Строгоста, а затѣмъ вся эта шутка была у н и ч т оже н а . Но раньше этого въ 1723 г. 25 декабря Петръ ѣздилъ „сла­ вить", и все по чи­ намъ; сначала къ архіепископшѣ (те- щ ѣ и з в ѣ с т н а г о Остермана — Стрѣ- шневой), потомъ къ князю-паиѣ, а за­ тѣмъ къ женѣ кня- зя-папы, прозван­ ной е п и с к о п т е й . Въ 1722 г. Петръ въ одеждѣ кардинала все время ѣздилъ по Москвѣ „славить" у рус­ скихъ II иносгаанцевъ. — Напрасно возставалъ противъ этого митрополитъ Стефанъ Яворскій, мѣстоблюститель патріаршаго престола; Петръ отвѣчалъ, что „это вовсе не духовное дѣло и что въ дѣла нолитическія духовенству вмѣшиваться не слѣдуетъ".— Голиковъ же въ своихъ „Дѣяньяхъ Петра Великаго" указываетъ, что тѣ, которые уклонялись отъ славленья и святочныхъ потѣхъ, были биты кнутомъ и батогами, а священникамъ воспрещено бы­ ло незадолго до смерти Петра ходить безъ зова для славленія.— Въ теремахъ и дворцахъ русскія царевны тоже шумно спра­ вляли „святки", рядились вмѣстѣ съ сѣнными дѣвушками, пѣли святочныя пѣсни II гадали.—При Елизаветѣ Петровнѣ святки снррлялнсь по-старинному; она сама любила рядиться въ муж­ ской костюмъ II пѣла святочныя пѣсші. Собиравшіеся ко двору являлись только безъ масокъ. При Екатеринѣ I I святочные вечера устраивались въ Эрмитажѣ; играли въ фанты, въ кошку- ір г къ свъдънію гг. подписчиковъ. ^ Во избѣжаніе замедленія въ полученіи первыхъ №.№. журнала, Контора покорнѣйше проситъ гг. подписчиковъ возобновлять подписку на „Н и в у “ 1 8 9 4 г о д а з а б л а г о в р е ­ м е н н о , въ виду того, что въ концѣ года, при значительномъ скопленіи требованій Кон­ тора едва успѣваетъ печатать и провѣрять огромное количество адресовъ для иногород­ нихъ подписчиковъ, а городская почта въ послѣдніе дни передъ праздниками принимаетъ лишь небольшіе списки новыхъ подписчиковъ. ^ По той-же причинѣ Контора проситъ всѣхъ желающихъ подписаться на „И л лю с т р и ­ р о в а н н ую б и б л іо т е к у Н и вы “, содержащую въ себѣ на 1894 г. „В с е о бщ ую и с т о - Р ію “ проФ . о. І е г е р а , п о с п ѣ ш и т ь присылкою требованій и подписныхъ денегъ. Е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz