Праздник Рождества
л»52. 1893 Н И В А 1893 1213 свою безопасность; онп достигнутъ этого своимъ мужествомъ, присоединяющимся къ мужеству правпте.пьства; необходимо, чтобы страна сама выступила противъ злоуныіплешшковъ,— отъ этого зависитъ безопасность гражданъ п государства, бу дущность его, свобода и честь націи. Пожелаемъ отъ души, чтобы вышеприведенныя слова не остались одними словами, и чтобы съ окончаніемъ 1893 г. кончи лись и всѣ бѣды отъ подобныхъ лицъ, а въ пастудагощемъ 1894 внѣшній миръ, вм:ѣстѣ съ миромъ внутренней общественной жизни, принесъ бы свои богатыя и щедрыя милости! Р М Ѣ С ь . Какъ проводили наши предки „Рождество Христово". Въ грамотѣ царя Алексѣя Михаиловича въ 1649 году ска зано было: „Вѣдомо намъ учннплося, что па Москвѣ, напе редъ всего въ Кремлѣ, іі въ Китаѣ, и въ Бѣломъ, и въ Земля номъ городѣхъ, и за городомъ, и по переулкамъ, въ навечери Рождества Христова^кликали многіе люди Еаледу и Усе«ь, а съ навечеріи Богоявленія кликали І1луіу\ да въ Москвѣ жъ чпнптся безчинство; многіе люди поютъ бѣсовскія, скверно- словпыя пѣсьни и многіе-жъ люди бранятся межъ себя... И всякою непотребною лаею, и жены п дѣвицы бранятъ позор ными словесы. — Да и на Рождество Христово и до Богояв- леньява дня собираются на игрища, сборища бѣсовскія, да пьяны жъ ходятъ на Москвѣ попы, и иноки, и всякихъ чи новъ христіане, безчинною бранью бранятся, и дерутся, и бьются, кричатъ и вопятъ, п безъ па мяти упиваются, и многіе люди, ереси послѣдующіе, боро ды брѢюТЪ, и ВТ. воскресные дни си дятъ въ х а р ч е в няхъ, и до обѣдни продаютъ в с я к і й харчъ.... Ско.«орохи съ домрами (т. е. съ музыка.іьными инструментами), п съ дудами, и съ мед вѣдями ходятъ, II дару Божію хлѣбу доругаются всяко животно скотское, и звѣрино II птичье пекутъ!" Московскій Сто- ' = главый соборъ 1551 года осуждалъ „ел- линское бѣснова ніе", различныя иг ры II плясапія въ навечеріе Рожде ства II Богоявле н і я . — „ К н и г а Кормчая" (издан ная въ 1653 г.) стро го осуждала и за прещала святочныя переряживапья мужчинъ въ женщинъ іі наоборотъ. Въ 1684 г. патріархъ Іоакимъ называлъ святочныя веселія „скверными бѣсовскими дѣйствами и игрищами"; на зывалъ ряліеныхъ „неподобными отъ Бога созданіями"; онъ же запрещалъ хоронить гдѣ бы то ни было убившихся іі опив шихся на святочныхъ гу.іяньяхъ. Цари подавали примѣръ бла гочестія во время Рождественскихъ праздниковъ, но народъ ие слушался. Царь Петръ Алексѣевичъ въ первые же годы своего царство- ваніявъ 1698 г. уже устроилъ слѣдующую дотѣху: „Здѣсь" (т. е. въ Москвѣ), разсказываетъ извѣстный путешественникъ по Россіи Корбъ, „въ день Рождества устраивается пышная ко медія. По выбору царя значительнѣйшіе москвитяне возводятся въ разныя духовныя достоинства; одинъ играетъ роль патрі арха, другіе митрополитовъ, архимандритовъ, поповъ, дьяко новъ п др. Каждый, кто по царскому указанію получитъ одно Новый другъ. изъ этихъ званій, долженъ надѣть соотвѣтственное оному одѣя ніе. Его Царское Величество представляетъ дьякона. Театраль ный патріархъ въ сопровожденіи мнимыхъ своихъ митропо литовъ и прочихъ лицъ числомъ около 200, прокатился въ 80 саняхъ черезъ весь городъ въ Нѣмецкую Слободу, съ посохомъ, въ митрѣ II съ другими знаками своего достоинства. Въ до махъ всѣхъ купцовъ II богатѣйшихъ москвитянъ воспѣвались хвалы родившемуся Богу при звукахъ музыки, нанятой хо зяевами дома за большія деньги... Въ каждомъ домѣ разста влены столы съ холодными яствами изъ опасенія, чтобы гости не застали врасплохъ!" Потѣха эта понравилась Петру такъ, что онъ II въ послѣдующіе годы повторялъ ее въ Москвѣ -и Петербургѣ, но, съ тою разницею, что компанію сосіав.іялъ извѣстный „всеиьяпѣпшіГі соборъ" кардиналовъ съ княземъ иа- иою—Зотовымъ во главѣ II въ сопрово жденіи слугъ кня- зя-иапы, н а б р а н ныхъ изъ величай шихъ пьяницъ II притомъ уродовъ. По смерти Зотова, въ 1723 г. сдѣланъ былъ папою Бутур линъ, а послѣ него п р о в і а н т с к і й чи новникъ Строгость. Въ концѣ своего ц а р с т в о в а н і я Петръ разжаловалъ Строгоста, а затѣмъ вся эта шутка была у н и ч т оже н а . Но раньше этого въ 1723 г. 25 декабря Петръ ѣздилъ „сла вить", и все по чи намъ; сначала къ архіепископшѣ (те- щ ѣ и з в ѣ с т н а г о Остермана — Стрѣ- шневой), потомъ къ князю-паиѣ, а за тѣмъ къ женѣ кня- зя-папы, прозван ной е п и с к о п т е й . Въ 1722 г. Петръ въ одеждѣ кардинала все время ѣздилъ по Москвѣ „славить" у рус скихъ II иносгаанцевъ. — Напрасно возставалъ противъ этого митрополитъ Стефанъ Яворскій, мѣстоблюститель патріаршаго престола; Петръ отвѣчалъ, что „это вовсе не духовное дѣло и что въ дѣла нолитическія духовенству вмѣшиваться не слѣдуетъ".— Голиковъ же въ своихъ „Дѣяньяхъ Петра Великаго" указываетъ, что тѣ, которые уклонялись отъ славленья и святочныхъ потѣхъ, были биты кнутомъ и батогами, а священникамъ воспрещено бы ло незадолго до смерти Петра ходить безъ зова для славленія.— Въ теремахъ и дворцахъ русскія царевны тоже шумно спра вляли „святки", рядились вмѣстѣ съ сѣнными дѣвушками, пѣли святочныя пѣсни II гадали.—При Елизаветѣ Петровнѣ святки снррлялнсь по-старинному; она сама любила рядиться въ муж ской костюмъ II пѣла святочныя пѣсші. Собиравшіеся ко двору являлись только безъ масокъ. При Екатеринѣ I I святочные вечера устраивались въ Эрмитажѣ; играли въ фанты, въ кошку- ір г къ свъдънію гг. подписчиковъ. ^ Во избѣжаніе замедленія въ полученіи первыхъ №.№. журнала, Контора покорнѣйше проситъ гг. подписчиковъ возобновлять подписку на „Н и в у “ 1 8 9 4 г о д а з а б л а г о в р е м е н н о , въ виду того, что въ концѣ года, при значительномъ скопленіи требованій Кон тора едва успѣваетъ печатать и провѣрять огромное количество адресовъ для иногород нихъ подписчиковъ, а городская почта въ послѣдніе дни передъ праздниками принимаетъ лишь небольшіе списки новыхъ подписчиковъ. ^ По той-же причинѣ Контора проситъ всѣхъ желающихъ подписаться на „И л лю с т р и р о в а н н ую б и б л іо т е к у Н и вы “, содержащую въ себѣ на 1894 г. „В с е о бщ ую и с т о - Р ію “ проФ . о. І е г е р а , п о с п ѣ ш и т ь присылкою требованій и подписныхъ денегъ. Е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz