Праздник Рождества

1210 1893 Н И В А 1893 і№52. ]рощдѳотво ^Криотово въ рисункахъ }Іванова. А. Д. Ивановъ, одинъ изъ величайшихъ русскихъ художниковъ, авторъ знаменитой картины „Явленіе Христа народу**, извѣстенъ у насъ большинству, именно, только какъ авторъ названной картины. Спросите многихъ, что сдѣлалъ еще Ивановъ?—Любой не „спеціа- листъ“ по исторіи живописи затруднится дать отвѣтъ на этотъ вопросъ. А между тѣмъ Ивановъ, еще будучи въ Римѣ, заду­ малъ грандіозный проектъ, который и поглотилъ все его внима­ ніе въ послѣдніе годы его жизни (1848—1858 гг.). Въ „Воспо- минапіяхъ** его брата (архитектора) мы видимъ .и ближайшій поводъ, который натолкнулъ его на эту мысль. Дѣло въ томъ, что 1848 годъ отразился очень печально на русскихъ художникахъ, проживавшихъ въ Римѣ. Не только нечего было и думать о какихъ- либо вспоможеніяхъ со стороны правительства, но существовало на дѣлѣ приказаніе выѣхать изъ Италіи даже и тѣмъ, кто желалъ оставаться тамъ на свой счетъ. Вслѣдствіе этого картина Иванова „Явленіе Христа народу“ была оставлена неоконченною за недо­ статкомъ средствъ. Ивановъ, остававшійся въ Римѣ, принялся дѣлать рисунки, которые и составляютъ, собственно, альбомы, оставшіеся послѣ него. Къ этому побудило Иванова еще и слѣдующее обстоя­ тельство: онъ увидѣлъ, что на имѣвшіяся у него деньги (въ 1848 году скончался его отецъ, оставившій каждому сыну по 3,000 р.) онъ своей картины не кончитъ, какъ слѣдуетъ, потому что, при прибли­ женіи къ окончанію, требовались большія издержки на модели; между тѣмъ какъ композиціи, которыми онъ теперь занялся, не требовали издержекъ ни на модели, ни на краски. Поэтому онъ предпочелъ заняться этими композиціями, выжидая лучшаго времени, наступленіе котораго, однако, слишкомъ запоздало. Занявшись этими рисунками, онъ вскорѣ увлекся ихъ основною мыслью, которая мало-по-малу развилась въ цѣлый грандіозный проектъ, о которомъ мы упомянули. Проектъ Иванова заключался въ слѣдующемъ; изобразить въ ком­ позиціяхъ всю жизнь и всѣ дѣянія Христа. Онъ проектировалъ исполненіе всего живописью на стѣнахъ, въ особо на то посвященномъ зданіи,—конечно, не въ церкви. Сюжеты располагались такимъ образомъ; главное и большое поле каждой стѣны должна была занимать картина или нѣсколько картинъ одного изъ главнѣйшихъ событій въ жизни Христа; подъ нею же, или подъ ними (по борту, если можно такъ выразиться, хотя это слово не совсѣмъ въ данномъ случаѣ у мѣста) должны были быть предста­ влены, тоже въ фресковой живописи, но уже въ гораздо меньшемъ размѣрѣ, относящіяся къ этому событію или происшествію, или на­ росшія на него впослѣдствіи преданія или сказанія, или сюжеты изъ Ветхаго Завѣта, въ которыхъ говорится о Мессіи, или проис­ шествія подобныя, случившіяся въ Ветхомъ Завѣтѣ, и т. д. По сообщеніямъ брата Иванова, всѣ эти композиціи, напол­ няющія альбомы и большую часть отдѣльныхъ рисунковъ, сочиня­ лись, набрасывались на бумагу углемъ и потомъ отдѣлывались, такъ сказать, разомъ, одновременно. И такъ работалъ постоянно Ивановъ въ теченіе 8 лѣтъ, съ 1850 г. до начала 1 8 5 8 -года его поѣздки въ Петербургъ и кончины. Что это именно было такъ, какъ сообщилъ братъ Иванова, можно судить уже и потому, что самый рисунокъ всѣхъ этихъ композицій свободенъ отъ всякой ма­ нерности и сдѣлался легкимъ и покорнымъ выраженіемъ мысли. Многіе изъ рисунковъ были смыты и перетронуты. Все это былъ не простой капризъ, начатый и брошенный; напротивъ, это былъ опредѣленный планъ, который сильно занималъ Иванова подъ ко­ нецъ его жизни. Всѣ эти рисунки и альбомы, послѣ смерти Иванова, поступили въ собственность его брата, который по за­ вѣщанію распорядился съ ними слѣдующимъ образомъ; одни изъ библейскихъ рисунковъ, менѣе оконченные и едва набросанные, числомъ 89, поступали сейчасъ же послѣ его смерти въ Москов­ скій Публичный Румянцевскій музей; а другіе—болѣе отдѣланные и особенно важные, въ количествѣ 169, должны были поступить туда же, но впослѣдствіи, послѣ того, какъ будутъ изданы Прус­ скимъ Археологическимъ обществомъ въ хромолитографіяхъ и гравюрахъ. Въ настоящее время всѣ рисунки уже изданы Прус­ скимъ Археологическимъ обществомъ, въ прекрасныхъ большихъ альбомахъ, чрезвычайно тщательно. Впослѣдствіи возникло предположеніе, что мысль приняться за эти замѣчательныя композиціи возникла у Иванова подъ вліяніемъ знакомства и разговоровъ съ Гоголемъ, но предположеніе это ока­ залось невѣрнымъ, какъ это выяснилъ братъ Иванова въ письмѣ къ В. В. Стасову. Вотъ что онъ, между прочимъ, пишетъ по этому поводу: „Могу васъ увѣрить, что ошибаетесь сильно: этотъ перево­ ротъ не Гоголь произвелъ, а 1848 годъ. Не забудьте, что мы съ братомъ были въ Римѣ личными свидѣтелями всего, тогда проис­ шедшаго (эю, вѣроятно, намекъ на римскую революцію). Мы съ нимъ читали въ то время все, печатавшееся какъ въ Римѣ, такъ и во французскихъ газетахъ. Въ тотъ годъ всѣ книгопродавцы рим­ скіе доставляли очень дѣльныя, но строго запрещенныя (папскимъ правительствомъ) книги съ необычайной скоростью и легкостью; і мы же съ своей стороны не спали. Гого.ль же отъ 1848 года ни- ? сколько не перемѣнился и, вмѣсто того, чтобы остаться во что бы і то ни стало за границей, онъ поспѣшно уѣхалъ въ Россію и, по- ■ томъ, молиться Гробу Господню, что, я помню, не мало изумляло брата. Братъ никогда не былъ однѣхъ мыслей съ Гоголемъ, онъ съ нимъ внутренно никогда не соглашался, но въ то же время ни­ когда съ нимъ и не спорилъ, избѣгая по возможности непріятные и, скажемъ откровенно, даже дерзкіе отвѣты Гоголя, на которые Гоголь со своей гордостью не былъ скупъ. Вспомните только то, что Гоголь все болѣе и болѣе впадалъ въ биготство, а братъ, на­ противъ, все болѣе и болѣе освобождался и отъ того немногаго, что намъ прививаетъ воспитаніе**. Вотъ рисунки, относящіеся къ Рождеству Христову или на сю­ жеты изъ Ветхаго Завѣта, близкіе къ этому событію; 1) Привѣт­ ствіе Маріи Елизаветой, 2) То же съ перемѣнами, 3) Исаія съ сыномъ передъ царемъ Ахазомъ, 4) Благовѣщеніе, 5) Сонъ Іосифа: „Не убойся принять Марію**, 6) Еще Благовѣщеніе, 7) То же, съ перемѣнами, 8) Волхвы, пришедшіе на поклоненіе Христу, 9) Па­ стухи, славящіе Рождество Христово, 10) Еще сонъ Іосифа, 11) Ангелъ возвѣщаетъ пастухамъ о Рождествѣ Христовомъ, 12) Волхвы, увидѣвшіе звѣзду на Востокѣ, 13) Поклоненіе пастуховъ, 14) Еще Благовѣщеніе, 15) Еще Исаія съ сыномъ передъ царемъ Ахазомъ, 16) Ангелъ возвѣщаетъ женѣ Маноя зачатіе Самсона, 17) Жена Маноя указываетъ мужу на ангела, 18) Господь является родите­ лямъ Моисея, 19) Еще Благовѣщеніе, 20) Еще Благовѣщеніе, 21) Привѣтствіе Маріи Елизаветой и 22) Валаамъ и звѣзда его (это— одинъ изъ малыхъ верхнихъ сюжетовъ на стѣнѣ Рождества Хри­ стова, т. е. на той стѣнѣ, гдѣ главный сюжетъ — „Рождество Хри­ стово**). Нѣкоторые изъ этихъ рисунковъ только набросаны углемъ; другіе— тронуты сепіей, третьи — тронуты акварелью, и только очень немногіе болѣе или менѣе закончены акварельными красками. Однако, несмотря на эскизность всѣхъ этихъ рисунковъ, они пред- ^ ставляютъ огромную художественную цѣнность, какъ чрезвычайв|^ изящнымъ рисункомъ, такъ и замѣчательной композиціей. Взяты&і вмѣстѣ, они представляютъ изъ себя'прекрасную, полную галлерею | изображеній, относящихся къ „Рождеству Христову**, иллюстрируя) это великое событіе съ различныхъ сторонъ, и, такъ сказать, въ по-( слѣдовательномъ развитіи мысли художника, который старался) изобразить не только само событіе, но и всѣ тѣ религіозные моментыЦ которыми это событіе подготовлялось въ религіозномъ сознаніи вът теченіе цѣлыхъ тысячелѣтій. Такого грандіознаго замысла не найдется і ни у одного въ мірѣ художника. В. Чуйко. новый подарокъ,—сколько удивленія и восторговъ доставляетъ онъ пробудившемуся дитяти! А затѣмъ долго еще подарки со­ ставляютъ предметъ развлеченія и заботъ милыхъ дѣтей, ко­ торыя, усѣвшись порою тутъ же подъ елкой, па полу, усѣян- помъ осыпающимися хвоямп елкп, забавляются новыми подар­ ками, позабывъ про недавнихъ своихъ друзей—старыя игруш­ ки. Но случается, что одна изъ нпхъ, особенно полюбившаяся, долго еще развлекаетъ своего маленькаго обладателя, и порою можно запримѣтить, долгое время спустя Рождества, какъ бу­ дущая заботливая мать бережно забавляется со своею люби­ мою куклой, подаренной ей на Рождествѣ. Явленіе ангела па^стухамъ^ (Р пс . на стр. 1201 ). Въ масличной рощѣ, верстахъ въ двухъ отъ Виѳлеема, рас­ положенной въ неглубокой долинѣ, до сихъ дней сохраняется бѣдная, полузаброшенная часовня. По преданію, она поста­ влена на томъ мѣстѣ, гдѣ, въ ночь рожденія нашего Искупи­ теля, пастухамъ, которые въ сторонѣ пасли свои стада, по­ явился Ангелъ, возвѣстилъ имъ радостную и давно жданную вѣсть о рожденіи въ городѣ Давидовомъ Спасителя, который есть Іисусъ Христосъ. „Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе“, вѣщалъ пастухамъ небожитель, и, когда ангель­ ское пѣніе замерло въ тишинѣ звѣздной ночи, они пошли въ Виѳлеемъ, чтобы узнать о томъ, „что возвѣстилъ имъ Господъ!** Рождественская ночь въ лѣсу. (Р ис . на стр. 1205). Тихая морозная ночь окутываетъ землю... Съ темнаго неба льетъ луна свой кроткій свѣтъ на лѣса п дома, окутанные снѣгомъ, который миріадами искръ переливается въ его лучахъ. Красные огоньки въ окнахъ домовъ привѣтливо манятъ къ себѣ запоздалаго путника, но въ эту ночь рѣдко кто стран­ ствуетъ: всѣ стараются быть дома, въ'кругу своей семьи, чтобы въ радости и весельи встрѣтить день рожденія нашего Иску­ пителя.... _______ _ Поклоненіе волхвовъ и пастуховъ. (Рисунокъ на обложкѣ). Первыми пришли поклониться родившемуся Іисусу пастухи, извѣщенныеАнгеломъ,!! волхвы, руководимые звѣздою. Волхвы, падши, поклонились Ему и, открывъ сокров!!ща свои, прі!- несли Ему дары: золото, ладанъ н смирпу. Когда же они отошли. Ангелъ Господень явился во снѣ Іосифу и сказалъ; „встань, возьми Младенца и Матерь Его и бѣги въ Египетъ и будь тамъ, доколѣ не скаэт тебѣ, ибо Иродъ хочетъ искать Младенца, чтобы погубі!ть Его**. Онъ всталъ, взялъ Младенца и Матерь Его ночью и пошелъ въ Египетъ. И тамъ былъ до смерти Ирода. Такимъ образомъ исполн!!лось пророчество:—изъ Египта воззвалъ Я Сына Моего. (Осіи 11, I).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz