Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
"... невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина"
М. Горький
Имя русского писателя-реалиста Салтыкова-Щедрина (1826-1889) — автора «Истории одного города», романа «Господа Головлёвы», сатирических «Сказок» хорошо известно русскому и зарубежному читателю. Но не все поклонники его таланта знают его как активного участника журнальной полемики и автора сатирических и публицистических циклов статей. 150 лет назад, в 1869 г. вышел в свет сборник, состоящий из двух публицистических циклов его статей «Признаки времени» и «Письма о провинции». Этому юбилейному изданию и будет в основном посвящён наш рассказ. Более подробно об этом мы поговорим чуть позже. А пока давайте вместе вспомним, какой же путь прошёл Салтыков-Щедрин как журналист и публицист и как складывалась его творческая судьба?
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии, в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил дома. В 1836 году Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 — в Царскосельском лицее. В 1845 году, окончив лицей, Михаил Евграфович поступил на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекся французскими социалистами и Жорж Санд, написал повести «Противоречие» и «Запутанное дело», создал ряд заметок. Практически сразу после окончания лицея Салтыков заинтересовался журналистикой. Он писал статьи и рецензии, которые публиковались в «Отечественных записках» и «Современнике» без подписи, как было принято в то время. Важным качеством первых статей Салтыкова были их острая критическая направленность и насмешливый, язвительный тон. Так оттачивалось перо будущего сатирика, вырабатывался его стиль и основные идейные позиции.
В 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина наступил длительный период ссылки — за вольнодумие он был отправлен в Вятку, где прожил восемь лет. Сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина — там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года. Пребывая на службе, Михаил Евграфович часто ездил в командировки, в которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений. Лишь через 8 лет Салтыкову-Щедрину удалось добиться разрешения вернуться в Петербург.
В столице он поступил на службу в министерство внутренних дел, но это не мешало его литературному творчеству. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. В это время Щедрин печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения». В редакцию «Современника» Салтыков-Щедрин пришёл в тяжелое для журнала время — в 1861 году умер ведущий критик «Современника» Н. А. Добролюбов, идеи которого и взгляды на литературу были близки Щедрину. В 1862 году был арестован фактический руководитель «Современника» Н. Г. Чернышевский, а деятельность журнала приостановлена на 8 месяцев. По истечении этого срока Салтыков-Щедрин начал свою работу в редакции журнала вместе с Н. А. Некрасовым, продолжая традиции Чернышевского и Добролюбова.
1863-1864 годы — время активной журнальной деятельности Салтыкова. Он вёл в «Современнике» публицистическое обозрение «Наша общественная жизнь», писал литературно-критические статьи и рецензии, отстаивая принципы реализма и гражданственности в литературе. Михаил Евграфович выступал с полемическими заметками по ряду злободневных вопросов современной жизни. В это же время вышли два новых сатирических сборника Щедрина — «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», включившие произведения, написанные в конце 1850-х-начале 1860-х годов. Наиболее значительными из них были рассказы об обитателях города Глупова, в которых нашли отражение впечатления писателя от пребывания в Рязани и Твери. Активная сатирическая и публицистическая деятельность Салтыкова-Щедрина в «Современнике» еще более упрочила его положение в литературе. Вместе с тем она возбудила негодование тех, против кого была направлена. На страницах ряда периодических изданий того времени появлялись статьи, авторы которых стремились дискредитировать Салтыкова. При этом одни обвиняли писателя в том, что он «неисправимый сатирик», который продолжает свои обличения, не замечая изменений в жизни после отмены крепостного права, другие — в том, что его сатира «беззубая», а обличения недостаточны. Эти несправедливые нападки, внутриредакционные расхождения с некоторыми из сотрудников «Современника» и постоянные цензурные придирки заставили Михаила Евграфовича осенью 1864 года уйти из журнала и на какое-то время прервать свою литературную деятельность.
Салтыков-Щедрин вернулся на государственную службу. В 1865-1868 гг. он возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Наблюдения за жизнью этих городов легли в основу «Писем о провинции» (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами Салтыкова с губернскими начальниками, над которыми писатель «смеялся» в своих памфлетах. После жалобы рязанского губернатора Щедрин в 1868 г. был отправлен в отставку в чине действительного статского советника.
Михаил Евграфович переехал в Петербург и принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки». Публицистическая и редакторская деятельность Салтыкова-Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в «Современнике». Его сатирическая публицистика играла особую роль в журнале, так как была подлинной летописью пореформенной России. Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образы представителей русской буржуазии 70-80-х годов, а одной из главных тем его литературной деятельности стало разоблачение либерализма. Салтыков-Щедрин высмеивал либерально-буржуазную прессу за ее продажность и потакание вульгарным вкусам, а подобного рода газету «Новое время» Михаил Евграфович назвал «Чего изволите?». Его пародии на содержание статей и фельетонов буржуазной прессы, ее язык и стиль занимали существенное место в сатирических очерках на страницах «Отечественных записок».
В 1868–1869 гг. писатель опубликовал в журнале два цикла очерков: «Признаки времени» и «Письма о провинции», в которых, как бы подводя итог прожитому после реформы десятилетию, ставил вопросы: что изменилось в жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного движения? Эти проблемы волновали всех сотрудников журнала и их читателей. В «Отечественных записках» сатирик работал шестнадцать лет, с 1868 по 1884 годы. Его произведения появлялись почти в каждом номере и во многом определяли характер и направление журнала.
После смерти Николая Некрасова в 1877 г. Салтыков-Щедрин занял пост ответственного редактора «Отечественных записок». В сложной борьбе с либеральными народниками он отстаивал прежнее направление журнала и с честью выполнял эту задачу вплоть до закрытия журнала в 1884 г. Борьба Щедрина с цензурой в эти годы была поистине героической, она отняла у него много сил и здоровья. Но именно тогда сформировался тот поразительный эзоповский язык, который стал главным художественным средством Щедрина-сатирика, его отличительной особенностью. В период с 1868 по 1881 год он написал большинство своих самых крупных и знаменитых произведений. В 1870 году, после ряда публикаций отдельных глав, вышло в свет одно из наиболее известных произведений Салтыкова-Щедрина — сатирический роман-хроника «История одного города», а также роман «Господа Головлевы». Изображению политической реакции 1880-х годов Щедрин посвятил большинство произведений последнего периода своего творчества: роман «Современная идиллия», «Недоконченные беседы», «Пошехонские рассказы», «Письма к тетеньке», «Пестрые письма».
Уже будучи серьёзно больным, Салтыков-Щедрин выполнял огромную творческую и редакторскую работу. Несмотря на жесточайшие цензурные гонения, он отстаивал каждый номер журнала. В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель печатался в журнале «Вестник Европы». В последние годы творчества Салтыков-Щедрин написал свои бессмертные шедевры: «Мелочи жизни», сборник «Сказки», «Пешехонская старина». За несколько дней до смерти он работал над первыми страницами своего нового произведения «Забытые слова».
Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге. В соответствии с завещанием, Салтыков-Щедрин был похоронен на Волковском кладбище, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.
Теперь давайте всё же более подробно остановимся на творчестве Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина как публициста. В частности, на 2-х крупных циклах сатирических очерков – «Признаки времени» и «Письма о провинции», написанных в 1868-1869 гг. Они занимают особое место в литературном наследии писателя и интересны в первую очередь тем, что в них переплетаются элементы публицистики и художественной прозы. Очерки написаны в своеобразной, свободной жанровой форме с относительной самостоятельностью отдельных очерков и глав, которая позволяла автору быстро откликаться на злобу дня. Главными темами этих очерков Салтыкова-Щедрина были социально-экономические процессы, происходившие в пореформенной русской деревне, положение народа, политические события в России.
В нашей библиотеке сохранилось первое, прижизненное издание сборника «Признаки времени и Письма о провинции», отмечающее, как уже говорилось, в этом году свой 150-летний юбилей. Очерки вышли в Санкт-Петербурге, в 1869 году в типографии Эдуарда Праца. Книга имеет владельческий переплет. Он составной, с матерчатым корешком и кожаными уголками, крышки оклеены мраморной бумагой. Крапчатый круговой обрез. На титульном листе владельческие печати Усманской городской библиотеки. Размер книги 21 х 15 см, в ней 409 страниц. В этот публицистический сборник вошли очерки, написанные Салтыковым-Щедриным в 1863-1869 гг., обобщающие черты политической, идеологической и нравственной жизни России первого пореформенного десятилетия. Он состоит из двух самостоятельных циклов: ч. 1 «Признаки времени» и ч. 2 «Письма о провинции», имеющих общую пагинацию. Предлагаю вам познакомимся с каждым из них более подробно.
Итак, цикл первый — «Признаки времени». Несколько очерков, или как называл их сам автор, «фельетонов» были напечатаны в «Отечественных записках» под одноименной рубрикой «Признаки времени», которая и стала позже названием сборника. Мысль о новом цикле сатирико-публицистических обозрений современной жизни возникла у Салтыкова осенью 1867 г. в связи с переходом «Отечественных записок» в руки Н. Некрасова. 26 ноября 1867 г. Салтыков в письме спрашивал его: «Не хотите ли, чтоб я писал вам что-нибудь, кроме рассказов, периодически...» Поддержанный Некрасовым в этих планах, Салтыков 6 декабря сообщает ему: «За фельетон я примусь немедленно, как только получу от вас достоверное известие, что журнал вам разрешен».
Работа Щедрина над циклом, названным первоначально «Признаки жизни. Периодические заметки», началась в декабре 1867 г. с очерка «Легковесные». Но уже второй «фельетон» был опубликован в «Отечественных записках» под окончательным, более конкретным цикловым названием — «Признаки времени. Периодические заметки». Заглавный фельетон цикла открывался общей характеристикой натиска реакции. Однако, создавшееся положение не расценивалось самим Салтыковым как «исторический провал». Вопреки «безотрадному взгляду» «многих», он утверждал, что живые силы нации, силы демократии и прогресса «не изгибли», что «история не останавливается».
При такой политической остроте новый цикл публикаций Михаила Евграфовича встретил цензурные преграды, что привело к необходимости переработки и отодвинуло печатание «Легковесных» с начала 1868 г. до осени. В итоге «фельетон» появился в № 9 журнала уже вне рубрики «Признаки времени», с новым подзаголовком «Картины в натуральную величину». Возможно, Салтыков надеялся, что нейтральный подзаголовок очерка усыпит внимание цензуры.
Цензурные препятствия не только отодвигали последовательное воплощение планов Салтыкова-Щедрина и вынуждали его перерабатывать текст, но и, в конечном итоге, привели к прекращению серии обозрений. Вслед за публикацией «Легковесных» и «Литературного положения» Салтыков написал специально для цикла лишь еще два «фельетона» — «Наш savoir vivre» и «Хищники», — посвященные торжеству «права силы» в пореформенных общественных отношениях. На этом цикл как таковой оборвался, а напечатанные очерки составили основу нашего сборника, изданного вместе с «Письмами о провинции» в январе 1869 г. В этом издании в цикл «Признаки времени» Салтыков включил также очерки, печатавшиеся первоначально вне этой рубрики, но весьма существенно дополнявшие общую картину пореформенной эпохи в России: «Завещание моим детям», «Новый Нарцисс, или Влюбленный в себя», «Проект современного балета». Очевидно, по тем же соображениям в «Признаки времени» были введены переработанные части хроник «Наша общественная жизнь» 1863-1864 гг., «Сенечкин яд», «Русские «гулящие люди» за границей», «Новогодние размышления», «Картонные копья — картонные речи».
После выхода издания очерков в 1869 г. Салтыков-Щедрин, возможно, собирался продолжить цикл «Признаки времени». На это как будто бы указывает цитата из статьи Салтыкова-Щедрина «Человек, который смеется», где об очерках «Признаки времени» говорится: «печатались и печатаются». Однако под этой рубрикой больше произведений Салтыкова не появилось, хотя круг проблем, связанных с духовной жизнью общества эпохи реакции, продолжал находиться в центре творческого внимания сатирика. Он продолжал выступать против определяющих лик времени черт: безудержного «хищничества», беззастенчивого грабежа, лишившихся после реформы всяких патриархальных покровов и местных ограничений, где нормой нравственности становилось «умение жить» («savoir vivre»). В литературных отношениях нового времени писатель выделял коррупцию, открытое восхваление власти, травлю демократических изданий и писателей. Он видел трагизм положения передовой мысли в распространении безыдейности, общественного равнодушия в широких слоях образованного общества («Сенечкин яд», «Литературное положение», «Самодовольная современность»). Автор изображал трагедию нужды и социального «бессилия» масс, осознавая их как последствие векового рабства, «обезличения страны» властью «паразитов» («Хищники», «Сила событий» и др.). Черты крепостничества в «общем строе жизни», родство со старой, крепостнически-бюрократической Россией писатель обнаруживал не только в политическом произволе верховной власти, но и в крохоборческой деятельности земских «сеятелей» («Новый Нарцисс...»), и в политических притязаниях либеральных Пафнутьевых и Хлестаковых («Завещание моим детям», «Проект современного балета»), и в душах людей, в общественной психологии и морали — в том неписаном «праве силы», которым руководствовалось не только «хищничество», но и покорно подчиняющееся ему «бессилие». Включенный в цикл «Признаки времени» материал весьма разнороден по жанру. Здесь и рецензия-пародия («Проект современного балета»), и художественная сатира, где повествование ведется от лица рассказчика («Завещание моим детям»), и «Новый Нарцисс...», который сам Щедрин назвал «рассказом».
Большинство очерков «Признаков времени» имело сложную цензурную историю. В общем отчете Главного управления по делам печати за 1868 г., в течение которого вышло в свет большинство очерков, отмечено, что «статьи» Салтыкова, а также ряд других материалов «Отечественных записок», принадлежавших перу Некрасова, Успенского, Елисеева и др., «придавали мрачный колорит содержанию журнала, обнажая печальные стороны нашей исторически сложившейся действительности». Современная автору критика неоднозначно оценивала творчество Салтыкова-Щедрина. Автор рецензии на первое издание книги «Признаки времени и Письма о провинции» А. С. Суворин («развязный малый», как назвал его по прочтении рецензии Салтыков в письме к Некрасову от 5 апреля 1869 г.) писал о слабости сатирика там, где «из области образов» он «переходит на почву размышлений».
Высокую оценку салтыковская сатира получила на страницах демократической «Искры» в статье «Щедрин и его критики», где известный критик и литературовед А. М. Скабичевский писал: «В последние <...> пять лет, талант г. Щедрина развился до размеров, которые трудно было и предвидеть десять лет тому назад: из обличителя злоупотреблений становых, исправников и судебных заседателей он возвысился до сатирика общественных нравов. Сатира Салтыкова-Щедрина, бесспорно, приобретает с каждым днем все большее общественное значение».
Общей и главной темой для публицистики Салтыкова-Щедрина становится живучесть крепостничества. Этот основной «тон» особенно отчетливо звучит и во втором цикле его очерков. В публицистическом наследии Салтыкова-Щедрина очерки «Письма о провинции», составляющие вторую часть сборника, занимают едва ли не центральное место. Их выделяет масштабность охвата и глубина анализа явлений пореформенной русской жизни, добытых непосредственно из первоисточников. Впервые под заглавием «Письма о провинции» очерки печатались в «Отечественных записках» в 1868–1870 гг. При этом «Письма» I–VII печатались за подписью «Н. Гурин», а VIII–XII за подписью «Н. Щедрин». Все двенадцать «писем» вместе впервые были собраны в издании 1882 г. Текст при этом был сильно переработан автором и значительно сокращен по сравнению с журнальной публикацией. В наш сборник 1869 г. вошли первые шесть писем, а в качестве седьмого помещен фельетон Щедрина 1863 г. «В деревне». Связано это с тем, что три первых из «Писем...» были написаны, а четвертое только начато во время его службы в Рязани, остальные же писались уже после отставки и возвращения Салтыкова в 1868 г. в Петербург и к 1869 г. были попросту не дописаны. Жизненный и служебный опыт Салтыкова-Щедрина, бывшего в 1858–1861 гг. вице-губернатором в Рязани и Твери, а в 1865–1868 гг. управляющим казенной палатой в Пензе, Туле и Рязани, давал для работы над «Письмами» широкие возможности. Михаил Евграфович досконально изучил состояние провинциальной экономики. Он, разумеется, не только наблюдал процесс проведения реформ в жизнь «на местах», махинации бюрократии и помещиков по ограблению крестьян, но и по мере сил защищал их интересы. В воспоминаниях писателя П. Д. Боборыкина сохранилось признание Салтыкова-Щедрина: «Без провинции у меня не было бы и половины материала, которым я живу как писатель». Главный предмет размышлений автора «Писем» — пореформенная жизнь русской провинции и ее перспективы. Тема эта приобрела особенную остроту в связи с тем, что зимой 1867-1868 гг. почти все губернии Европейской России были охвачены голодом — последствием очередного неурожая. Официальная и часть либеральной прессы пыталась приуменьшить размеры бедствия и свести вопрос о путях его решения к частной благотворительности. Органы крепостнической реакции оплакивали «блаженство» крепостничества, связывая развал экономики деревни с пьянством и ленью бестолковых мужиков, лишившихся «отеческого управления». Предлагаемые рецепты сводились к усилению опеки над крестьянами со стороны государства и помещиков, а то и к прямому возвращению дореформенных порядков. Газета «Весть», например, открыто ратовала за возврат к крепостным отношениям. Демократическая печать: «Отечественные записки», «Дело», «Искра», «Неделя» в своей оценке реформ и положения крестьянства устанавливали социальные причины обнищания крестьянского хозяйства: уменьшение наделов, непомерное увеличение всяческих поборов. Они видели причины создавшегося положения в половинчатости самих реформ и «несовершенствах, которыми сопровождалось их исполнение». Щедрин, давая яростный отпор крепостникам, высказывал свое положительное отношение к «намерениям 19 февраля», то есть к самому акту освобождения крестьян от ужасов рабства. В своих «Письмах о провинции» Михаил Евграфович исследует смысл и причины противоречий между официальным оптимизмом по поводу реформ и реальным «оскудением» жизни в пореформенной провинции.
Салтыков-Щедрин анализирует политическую борьбу в русском пореформенном обществе: отношения «историографов» — представителей дореформенных помещичьих и чиновничьих сил, сохраняющих ключевые позиции в управлении, и «пионеров» — новых чиновников. «Распря» между «историографами» и «пионерами», захватившая умы «образованного общества», является сюжетной основой первых «Писем...». Автор создает также проникнутые иронией собирательные характеристики участников промежуточных групп: «складных душ» — ренегатствующих перебежчиков, и «фофанов» — бездумных исполнителей велений «историографов». Михаил Евграфович раскрывает существенное противоречие русской жизни, состоящее в том, что буржуазные реформы в России проводились руками крепостников и чиновной бюрократии, сохранивших свое «всевластие». Они «рыскают по градам и весям», разоряя народ под предлогом осуществления реформ. «Не потому оголилась и оголяется жизнь, — пишет Салтыков-Щедрин, — что крепостничество уничтожено, а потому, что оно еще дышит, буйствует и живет между нами» («Письмо седьмое»). Вывод Щедрина определён уже в первых «Письмах...»: необходимо радикальное изменение всего порядка вещей, всего уклада общественных отношений. При этом он говорит о необходимости пробудить к сознательному историческому действию крестьянские массы. Констатируя придавленность народа, пережившего «историю ошеломлений», писатель вместе с тем неуклонно выражал в «Письмах...» стойкое убеждение в бессилии революционеров без народа, в необходимости для демократической интеллигенции во что бы то ни стало «отыскать для масс выход из той глубокой бессознательности, которая равно вредна для них, как и для нас» («Письмо шестое»). Салтыков-Щедрин стоит на той точке зрения, что надо прежде всего заставить обездоленную массу проникнуться «сознанием своего права не голодать», и лишь после этого сможет она подняться на высоту революционного идеала, «потребует уже иного права» — права на достойную человека жизнь. Предупреждая упреки в нерешительности, Салтыков-Щедрин отмечал, что речь идет только «о том, чтобы найти исходный пункт, который соответствовал бы насущным нуждам толпы и из которого можно было бы вести ее далее».
«Письма о провинции» явились значительной вехой на пути становления монументальной формы сатирического обозрения Салтыкова, кристаллизации его специфического языка. Этот цикл публицистических очерков не привлек к себе сколько-нибудь значительного внимания критиков того времени. Отзывы в печати о нём не имеют развернутого анализа и толкования. А. С. Суворин в рецензии на этот сборник, отдавая должное «превосходным характеристикам», вместе с тем утверждал, что Салтыков здесь будто бы «просто защитник реформ». Однако уже в первой, журнальной публикации отдельные «письма» были по достоинству оценены Герценом и Огаревым. Рукописи «Писем о провинции» Салтыкова-Щедрина не сохранились. Известна лишь черновая рукопись, начинающаяся эпиграфом «Кто не едал с слезами хлеба…», частично вошедшая в переработанном виде в «Письмо шестое».
В заключении хотим напомнить, что в редком фонде Липецкой областной научной библиотеки хранится экземпляр первого, прижизненного издания «Признаки времени и Письма о провинции», изданный в 1869 г. Все, кого заинтересовал рассказ о М. Е. Салтыкове-Щедрине и его публицистических очерках, могут познакомиться с книгой более подробно, посетив нашу библиотеку.