За века существования русской литературы многие имена, когда-то бывшие ее гордостью и украшением, оказавшие неоценимое влияние на литературу и культурный процесс своего времени, потускнели и стерлись из памяти читателей последующих поколений. Вот почему мы решили воссоздать забытые образы замечательных поэтов и писателей XIX века. Они занимают важное место в истории русской литературы. Будем надеяться, что достойное место они займут и в памяти наших современников.
На выставке, подготовленной сектором редких и ценных книг, представлены произведения, критические статьи, а также литература о жизни и творческом пути писателей, поэтов и драматургов XIX века.
Иван Петрович Мятлев (1796-1844) – поэт и неподражаемый мастер розыгрышей. Он жил в одно время с Жуковским, Вяземским, Крыловым, Белинским, Лермонтовым, был дружен с А. С. Пушкиным. Мятлев издал два сборника стихотворений, но известность приобрёл благодаря путевым впечатлениям, изложенным в юмористических стихах – «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже», которые считались одной из самых смешных книг середины XIX века. Книга имела оглушительный успех, текст заучивали наизусть целыми главами, декламировали их в гостиных. Иллюстрировал книгу прославленный мастер жанрового рисунка Василий Тимм. Во многом благодаря искрящимся юмором рисункам книга стала такой популярной. Слава Мятлева, ныне совершенно забытого, была настолько велика, что он становится одним из любимейших авторов и начинает печататься во всех лучших журналах того времени: «Современнике», «Библиотеке для чтения» и др. Но недолго пришлось Мятлеву пользоваться литературными успехами. Он умер в феврале 1844 года, как раз успев издать последнюю (третью) часть - «Италия», заканчивающую «Сенсации». Это издание и представлено на нашей выставке. Здесь же собрания сочинений автора 1893 и 1894 годов.
Одна из первых поэтесс золотого века русской литературы Юлия Жадовская (1824-1883) появилась на свет с физическим недостатком - без кисти левой руки и только с тремя пальцами на правой. Она печаталась в журналах «Москвитянин», «Библиотека для чтения», «Русский вестник», «Сын отечества» и др. В 1846 г. в Петербурге вышел ее первый сборник стихотворений. Ю. Жадовская оставила заметный след в истории русской литературы. В нашей библиотеке сохранился четвертый том посмертного издания сочинений Ю. Жадовской, увидевшего свет благодаря брату поэтессы. Помимо стихотворений в книгу включена переписка Юлии Жадовской, большая часть которой состоит из ее проникновенных писем к брату - писателю Павлу Валериановичу Жадовскому.
Литературная судьба поэта, прозаика, драматурга, переводчика Льва Александровича Мея (1822-1862) не была счастливой. Поэт интересный и оригинальный, он не был оценен по достоинству своими современниками и после смерти был забыт. Многие произведения Л. А. Мея положены на музыку. К лирическим стихотворениям Мея обращались Чайковский, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов и другие композиторы, и в числе использованных для песен и романсов стихов – не только переводы, но и оригинальная лирика поэта, в первую очередь, в стиле народных песен, к которым Лев Мей обращался постоянно. В экспозиции представлены драма в стихах «Псковитянка» (СПб., 1919), по сюжету которой написана первая опера Николая Римского-Корсакова, и полное собрание сочинений поэта, изданное к 25-летней годовщине его смерти (СПб., 1887).
Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899) – прозаик, переводчик. В середине XIX века его считали одним из ведущих писателей страны. Первые литературные опыты Григоровича — рассказы «Собачка», «Театральная карета», были очень слабы в художественном отношении. В историю отечественной литературы он вошел, прежде всего, как автор «Деревни» и «Антона-Горемыки». Глубокое знание психологии и быта крестьянства, мастерство в изображении природы, умение свободно распоряжаться сокровищами народного языка – все это определяет достоинства произведений Григоровича. Подлинную литературную славу ему принесла повесть «Антон Горемыка» (1847). С ее появлением за Григоровичем устанавливается репутация народного писателя. Повесть горячо приветствовал Белинский, о ее большом значении для своего времени говорили Салтыков-Щедрин, Л. Толстой и др. На выставке экспонируется издание, которое включено в коллекцию книг, изданных в годы Великой Отечественной войны.
Сохранились у нас и прижизненные издания автора. Среди них путевые очерки «Корабль Ретвизан» (СПб., 1873). В них Д. В. Григорович объединил свои впечатления и воспоминания о путешествии вокруг Европы, совершенного по поручению морского министерства в 1858-59 годах. В 1872 году в Санкт-Петербурге были изданы «Повести и рассказы» Д. В. Григоровича. В экспозиции представлен седьмой том этого издания. Здесь же отдельные тома полных собраний сочинений автора 1890 и 1896 гг.
В конце XIX века большой популярностью пользовались стихи Семена Яковлевича Надсона (1862-1887). В 1885 году вышел в свет его первый и единственный прижизненный сборник стихотворений, принесший поэту громкую славу и удостоенный Пушкинской премии Академии наук. Сборник выдержал 5 изданий. Высокое гражданское чувство, лиризм и искренность поэзии Семена Надсона снискали любовь многих читателей. Он вошел в историю русской литературы как выразитель дум и настроений поколения 80-х годов XIX столетия, разуверившегося в революционных идеалах народничества. После смерти поэта в возрасте 25 лет его творчество получило еще большую известность. Выставка представляет сборники стихотворений С. Я. Надсона, вышедшие после смерти поэта в 1903 и 1908 годах.
Читателям будет интересно познакомиться с произведениями Надежды Дмитриевны Хвощинской (1822-1889), популярной писательницы XIX века, писавшей под псевдонимами В. Крестовский, В. Поречников, Н. Воздвиженский. Писатели-демократы М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов высоко ценили ее творчество. С начала 50-х годов XIX века ее повести и романы регулярно появлялись на страницах журнала «Отечественные записки». Женские образы в произведениях писательницы имеют много общего с образами тургеневских героинь. В своих произведениях Н. Д. Хвощинская ставила проблемы воспитания нового человека, отношений отцов и детей. Яркая картина распада дворянской семьи была нарисована в ее романе «Последнее действие комедии», вышедшем в издательстве А. А. Каспари в 1912-1913 годах и представленном на нашей выставке.
Здесь же можно увидеть книги Николая Герасимовича Помяловского (1835-1863) – русского писателя, продолжателя традиций Н. В. Гоголя, чье мировоззрение складывалось под влиянием Н. Г. Чернышевского. Его произведения затрагивают многие проблемы социального характера: воспитание подрастающего поколения, осмысление судьбы образованного разночинца, женской эмансипации. Экспозиция представляет романы «Мещанское счастье» (1903) и «Молотов» (1903), составляющие дилогию, а также «Очерки бурсы» (1903), которые в конце XIX века имели в русском обществе сенсационный успех.
Незаслуженно забыто в наше время имя писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко (1845-1936) – путешественника, журналиста, старшего брата выдающегося режиссера Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Василий Иванович - автор многочисленных очерков и описаний путешествий. За годы творческой деятельности он опубликовал более 60-ти произведений. Выставка знакомит с его очерками «Под горячим солнцем» (1903), «Соловки» (1873), «Скобелев» (1903).
Быту провинции, тяжелому гнету крепостничества посвятил немало интересных страниц своих произведений Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881). Он дебютировал в печати в 1848 году с повестью «Тюфяк», в которой показывает провинциальные нравы. Вершиной его творчества стали роман «Тысяча душ» (1858) и пьеса из народной жизни «Горькая судьбина» (1859), в которых наиболее ярко проявилось дарование писателя. Наша выставка представляет первое издание его романа «Мещане» (1878). В нем писатель воплотил стихию первоначального накопления капитала в России в 70-х годах XIX века.
Любителям краеведения будет интересно увидеть книги писателей и поэтов, имена которых связаны с Липецким краем: А. С. Хомякова, А. И. Левитова, А. И. Эртеля, В. И. Жукова, С. Н. Терпигорева, П. Д. Боборыкина.
Надеемся, что выставка привлечет внимание любителей литературы и всех заинтересованных читателей.