Л. Андреев. Русский скиталец. К 150-летию со дня рождения
Серебряный век подарил русской литературе множество ярких имен. Среди русских писателей рубежа XIX-XX веков Леонид Андреев по праву занимает особое место. Писатель «редкой оригинальности и редкого таланта» – так говорил о Л. Андрееве М. Горький. Он вписал в историю русской литературы одну из наиболее ярких, удивительных и своеобразных страниц. Творческий путь Леонида Андреева был сложен и противоречив: периоды необычайной популярности сменялись охлаждением к нему читателей и резкой критикой. На протяжении своей многообразной литературной деятельности Леонид Андреев всегда был предметом бурных обсуждений. Он относился к числу тех писателей, воспринимать которых равнодушно было невозможно. Его творчество всегда волновало современников, вызывая то восторг, то негодование.
На выставке, подготовленной сектором редких и ценных книг к юбилею Л. Андреева, представлены прижизненные издания автора, а также литература о судьбе и творческом пути писателя, изданная при его жизни.
Свою литературную деятельность Л. Андреев начал в 1898 г., когда в московской газете «Курьер» был напечатан его первый рассказ «Баргамот и Гараська». Вскоре молодого автора заметил М. Горький, благодаря которому Л. Андреев попал в писательскую среду и начал сотрудничать с книгоиздательским товариществом «Знание». В «Сборниках товарищества «Знание», которые начали выходить с 1904 г., печатались произведения М. Горького, А. П. Чехова, А. И. Куприна, А. Серафимовича, И. А. Бунина, В. В. Вересаева и других авторов. На выставке можно познакомиться с прижизненными произведениями Л. Андреева, опубликованными на страницах этого «Сборника».
Настоящая слава пришла к Леониду Андрееву после публикации в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь». Редкий экземпляр этого журнала сохранился в нашей библиотеке.
На выставке экспонируется собрание сочинений Л. Андреева, изданное в петербургском издательстве «Просвещение». В небольшие по формату и объему книги вошли художественные произведения Леонида Андреева, отобранные им самим и написанные по 1912 год. Здесь же и отдельные тома полного собрания сочинений писателя. Оно было издано в восьми томах в 1913 г. А. Ф. Марксом, который выпускал полные собрания сочинений русских и иностранных писателей в качестве бесплатного приложения к журналу «Нива». Это «Полное собрание сочинений» (хотя фактически оно и не было полным) является последним собранием сочинений Леонида Андреева, изданным при его жизни и просмотренным самим автором. В подготовке издания принял участие К. И. Чуковский.
К началу Первой мировой войны Леонид Андреев – один из самых известных и популярных представителей пишущей среды. Войну Леонид Андреев встретил с воодушевлением. На выставке можно познакомиться с драмой Л. Андреева о военных событиях в Бельгии – «Король, закон и свобода», которую он опубликовал во время войны. В 1914 году драма была экранизирована. В это же время Л. Андреев публикует ряд статей о событиях разворачивающейся войны, которые позже будут выпущены отдельным сборником «В сей грозный час». Этот сборник тоже экспонируется на выставке.
В годы Первой мировой войны в России развернулась широкая благотворительная кампания по сбору средств и организации помощи раненым и семьям солдат, а также русским воинам, попавшим в плен. Благотворительные организации устраивали концерты, спектакли, выставки и печатали издания, в составлении которых принимали участия известные литераторы, художники и композиторы. Среди таких изданий были литературно-художественные сборники: «В помощь пленным русским воинам», «Клич». В них опубликован рассказ Л. Андреева «Человек и смех», а также отрывки из пьесы «Младость».
Пьесы Л. Андреева имели шумный успех и ставились в лучших театрах Москвы и Петербурга, обошли едва ли не всю русскую провинцию, привлекли к себе внимание литературно–театральной общественности за рубежом. На выставке представлена пьеса «Царь Голод». Иллюстрировал издание известный живописец, превосходный график Евгений Лансере. Его фантастические композиции к «Царю Голоду» считаются удачными и интересными.
Л. Андреев оставил большое литературное наследие: десятки рассказов, повестей, очерков, статей, драм, два романа. Он затрагивал вопросы, которые сам считал чрезвычайно важными: сохранение в человеке человеческого начала, смысл жизни, противостояние невзгодам, борьба с собственным несовершенством и несовершенством мира.
Но самое удивительное, что Андреев близок читателям юным и зрелым, наивным и циничным, оптимистам и реалистам. Он сам умел быть таким разным, умел отражать множество граней того сложного мира, в котором жил.