Личные владельческие коллекции в редком фонде Липецкой областной универсальной научной библиотеки. Вып. 2
В настоящее время в фонде Липецкой областной универсальной научной библиотеки выявлены, учтены и частично описаны в справочном аппарате отдельные экземпляры и различные по объему книжные собрания, принадлежавшие в разные годы владельцам как личных, так и общественных библиотек. Процесс изучения книжных коллекций включает установление владельцев каждого экземпляра, выявление максимально подробной информации о них, описание имеющихся на изданиях книжных знаков и оцифровку их изображений. Эти данные фиксируются в электронном каталоге, а также размещаются в разделе «Книжные памятники» официального сайта Липецкой областной универсальной научной библиотеки.
Сегодня, продолжая публикацию материалов о личных коллекциях из редкого фонда библиотеки, предлагаем вашему вниманию рассказ еще о некоторых владельцах книжных собраний и самых интересных экземплярах из них.
В отделе редких изданий библиотеки выявлены книги, некогда принадлежавшие Николаю Павловичу Касаткину — дворянину, присяжному поверенному при Елецком окружном суде, гласному Елецкой городской думы (1903–1905 гг.). Касаткин был непременным членом правления Общества вспомоществования беднейшим учащимся в Елецкой мужской гимназии, позже председателем его правления. С 1914 г. Общество располагалось в его собственном доме на ул. Манежной. Николай Павлович был также членом правления Елецкого общества земледельческой исправительной колонии для несовершеннолетних, основанной в 1894 г., одним из учредителей Елецкой общественной библиотеки-читальни в память Л. Н. Толстого, открытой в г. Ельце 30 сентября 1912 г.
О принадлежности книг к библиотеке Касаткина говорит овальный штемпель в рамке и надпись «Присяжный поверенный | Николай Павлович | Касаткин | Елец | Манежная улица, собств. дом», украшенная розетками, а также штемпели без рамки с надписью «Присяжный поверенный | Николай Павлович | КАСАТКИН», украшенный виньеткой, и штемпель круглый в рамке с надписью «Н. К.».
В фонде ЛОУНБ выявлено 57 книг из библиотеки Н. П. Касаткина.
Среди них есть одна очень любопытная — книга «Звук» английского физика и популяризатора наук Джона Тиндаля (1820–1893), вышедшая в Санкт-Петербурге в 1901 г.
Ее автор — известный ученый, ученик и сотрудник Фарадея, член Лондонского королевского общества. Родился Тиндаль в Лайлин-Бридже (Ирландия). По окончании средней школы работал топографом-геодезистом в военных организациях и на строительстве железных дорог, одновременно продолжал самообразование. В 1844 г. окончил Механический институт в Престоне, для повышения своих профессиональных знаний слушал лекции по физике в Марбургском и Берлинском университетах (Германия). В 1847–1853 гг. Джон Тиндаль уже сам преподавал в Куинвуд-колледже (Хэмпшир). С 1853 г. он — профессор физики Королевского института в Лондоне, в 1867–1887 гг. — директор этого института. В 1852 г. Джон Тиндаль стал членом Лондонского королевского физического общества. В 1864 г. он был награжден медалью Ру́мфорда, присуждаемой Обществом за выдающиеся исследования в области физики.
Основные его работы относятся к области магнетизма, акустики, теплоты, оптики. Им было открыто явление рассеяния света при прохождении через оптически неоднородную среду (эффект Тиндаля). Джон впервые детально исследовал рассеяние солнечного света атмосферой и объяснил голубой цвет неба. Также он занимался вопросами строения и движения ледников в Альпах. Но главной заслугой Тиндаля стала его деятельность по популяризации науки. Его блестящие лекции сопровождались разнообразными опытами, многие из которых вошли в классические курсы физики. Благодаря этим лекциям и научно-популярным книгам, переведенным на многие языки, Джон Тиндаль с полным правом может считаться одним из основоположников популярной физики.
В монографию «Звук» вошли 8 лекций Тиндаля, прочитанные им в Королевском институте Великобритании. Из предисловия автора к изданию: «На предлагаемых страницах я старался возбудить интерес к науке о звуке во всех мыслящих людях, даже и в тех, которые не обладают специально-научным образованием. Предмет обработан вполне опытным способом, и я старался представить читателю каждый опыт таким образом, чтобы он имел пред собою как бы действительное повторение опыта. Мое желание состояло в том, чтобы дать отчетливые образы различных акустических явлений и представить их для умственного взора в их истинных отношениях».
Действительно, написанная очень понятным языком и снабженная прекрасными иллюстрациями, книга Джона Тиндаля до сих пор представляет педагогический интерес и по ясности и наглядности изложения может служить образцом учебной литературы. Материал в ней представлен в виде лекций-бесед, где подробно описаны различные звуковые явления и опыты со звуком, вибрации, акустические приборы, атмосферные явления, влияющие на распространение звука и др. Автор каждый опыт описывает таким образом, чтобы читатели могли представить себе его ход наглядно. Книга может оказаться полезной широкому кругу лиц — от школьников до университетских преподавателей.
Другим не менее интересным изданием из библиотеки Н. П. Касаткина является книга Ховарда (Говарда) Уильямса (1837–1931) «Этика пищи, или Нравственные основы безубойного питания для человека», изданная в Москве в 1910 г.
Говард Уильямс был английским активистом гуманизма и вегетарианства, а также писателем. Он известен также как автор книги «Этика диеты», оказавшей большое влияние на вегетарианское движение.
Уильямс родился в семье потомственных английских землевладельцев 6 января 1837 года в Уэтли, в южной части Англии. Он был пятым сыном священника, а его старший брат Генри Джон Уильямс был активистом движения вегетарианства и основателем ордена Золотого века — международного общества по защите прав животных. Все это наложило свой отпечаток на характер и мировоззрение Говарда Уильямса. Начальное образование Говард получил дома, затем продолжил его в Кембриджском университете, в коллегии св. Иоанна, где был избран стипендиатом. Он получил степень бакалавра словесных наук в 1859 году и магистра в 1863 году. Спустя год, с целью поступить на государственную службу в Индии, Г. Уильямс успешно выдержал в Цейлоне испытание на письмоводителя, но, оставив эту идею, отдался просветительской деятельности, которую и вел в течение многих лет.
Первая книга Уильямса — «Суеверия о колдовстве» — была напечатана в 1865. В 1883 году он опубликовал «Этику диеты» — историю вегетарианства.
Уильямс был вдохновителем и одним из членов-основателей Гуманитарной лиги, которая «выступала против всех возможных страданий любого разумного существа». Он также занимал пост вице-президента Лондонского вегетарианского общества и был членом правления Общества защиты животных и борьбы с вивисекцией.
«Этика пищи» Уильямса появилась в 1881 году и печаталась сперва периодически в английском журнале «Диететический реформатор».
Как гласит подзаголовок, это издание есть «Собрание жизнеописаний и выдержек из сочинений выдающихся мыслителей всех времен», а заглавие «Этика пищи» достаточно ясно выражает ее цель и дух. Книга была хорошо принята гуманитарными кружками в Англии и в других странах.
В России она появилась в 1893 г. и была весьма одобрена Л. Н. Толстым, который написал к ней очень интересное предисловие, озаглавленное «Первая ступень». С тех пор данная работа пользуется неослабным интересом.
Книга Говарда Уильямса в основном представляет собой составленный автором сборник изречений и цитат знаменитых людей, показывающий пользу вегетарианства. Христианское учение, как подчеркивается в «Этике пище», потому только и заменило языческое, что оно выше языческого и ведет людей к истине и добру. Но при этом современные люди не склонны к христианскому или хотя бы языческому самоотречению, а, наоборот, стремятся к увеличению потребностей. Обжорство — едва ли не главная цель и основное удовольствие в жизни огромного количества людей независимо от их социального положения и вероисповедания.
Обычай людоедства и человеческих жертвоприношений, когда-то входивший в религиозные обряды, внушает теперь людям удивление и ужас во всех цивилизованных странах. История человеческого развития и медленное, но верное прогрессивное движение в настоящем внушают уверенность в том, что в грядущем, более просвещенном веке люди будут глядеть с не меньшим удивлением и ужасом на господствующий ныне обычай жить за счет страданий низших существ. Против такого предположения едва ли можно возразить что-либо основательное.
Пост есть необходимое условие доброй жизни; но и в посте является вопрос, с чего начинать пост и как поститься: как часто есть, что можно, а что нельзя вкушать?
Для доброй жизни необходимы добрые поступки. Первой добродетелью, над которой должен работать человек, является воздержание и самообладание. Именно воздержание от животной пищи будет первым делом поста и нравственной жизни потому, что употребление ее, с точки зрения автора, прямо безнравственно, так как требует убийства и вызывается только жадностью. Осмыслению этой проблемы уделяли внимание лучшие представители человечества. Можно сказать, что в эту огромную группу протестующих входят Гаутама Будда, Пифагор, Платон, Эпикур, Сенека, Овидий, Плутарх, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Гассенди, Мильтон, Линней, Вольтер, Сведенборг, Руссо, Франклин, Шелли, Байрон, Мишле, Струве и др. Таковы наиболее известные имена, которые можно найти среди сторонников преобразования пищи, относившихся с большей или меньшей степенью отвращения к жестокой плотоядной системе питания. Именно о них рассказывается на страницах «Этики пищи», об их мыслях, произведениях, примерах из жизни — обо всем, что выражало их отношение к проблеме.
По словам Л. Н. Толстого, написавшего вступительную статью «Первая ступень» к настоящему изданию, движение вегетарианства выражено в размышлениях многих писателей, число которых постепенно растет.
Статья была задумана Толстым в апреле 1891 г. специально как предисловие к «прекрасной, нужной» книге о вегетарианстве Х. Уильямса «Этика пищи». В то же время она была направлена на обличение «обжорства богатых» людей. В дневнике Толстого раскрывается замысел: «Надо бы написать книгу о жранье. Валтасаров пир… Свиданья, прощанья, юбилеи. Люди думают, что заняты разными важными делами, они заняты только жраньем» (запись 25 июня 1890 г.). В процессе работы статья «об обжорстве» превратилась в гневную проповедь против «объядения» и праздности сытых, живущих в роскоши людей.
Первоначально писатель назвал статью «Забытая добродетель», затем — «Лестница добродетелей», затем — «Первый шаг добродетелей». Последний вариант — «Первая ступень».
В числе книг, входивших в библиотеку Н. П. Касаткина, был также труд
французского ученого, биолога, натуралиста, преподавателя физических и естественных наук высшей городской школы в Париже А. Лейрица «Противные животные», который вышел в свет в Санкт-Петербурге в издательстве Ф. Павленкова в 1900 г. В этой увлекательной книге Арман Лейриц описывает различных животных и насекомых, приносящих вред или пользу человеку, — пауков, крыс, лягушек, мышей, блох, моль, скорпиона и т. д. — с точки зрения физиологии, дополняя сведениями о том, как человечество соседствует с этими «противными животными».
Книжка Лейрица написана в живой занимательной манере. Она содержит 84 хорошо выполненных рисунка, рядом с которыми идет рассказ, в который введены различные «однажды» — т. е. добавлен случай, приключение, почти анекдот с человеком, совершившийся по милости какого-нибудь паука. Так, например: «Одна дама играла на арфе в павильоне, расположенном среди сада, когда, подняв в увлечении глаза к потолку, заметила большого паука, усевшегося над ее головою. Ее вдохновение сейчас же остыло, и она перенесла инструмент на другой конец комнаты, но едва только инструмент снова издал гармонические звуки, как паук начал двигаться и опять уселся над ней, без движения, как бы пригвожденный к потолку. Дама, любопытство которой было возбуждено этим фактом, еще раз перенесла свой инструмент на другое место и в течение некоторого времени не начинала играть: паук не двигался и сидел неподвижно. Но едва только струны начали звучать, как он прибежал опять и уселся над инструментом. Дама несколько раз повторяла опыт, и ей каждый раз удавалось привлечь к себе паука из какого угодно места комнаты».
Однако Лейриц объясняет этот и подобные случаи не музыкальностью паука, а тем, что «от сотрясения воздуха при игре на каком-нибудь инструменте паутина дрожит», и тогда паук бежит в надежде, что в паутине запуталась какая-то жертва. Автор объясняет этот акустический фокус не слуховыми, а вибрационно-осязательными способностями паука.
В то же время, продолжая знакомиться с описаниями разных животных, читатель приходит к выводу, что они вовсе не противные или не все противные. Так, например, даже в конце главы, посвященной жабе, Арман Лейриц пишет: «Как ни противна жаба, будем щадить ее; будем держать ее в садах для того, чтобы она уничтожала слизняков и других вредных животных...»
Кроме того, автор шутит, он предлагает вместе с читателем посмеяться над различным применением животных в качестве целебного снадобья в прошлые времена: «Кипятите трех или четырех живых жаб в течение часа в полутора фунтах оливкового масла; потом процедите масло и берегите его для сведения пятен с лица и для уничтожения застарелых нарывов».
«Некоторые жители берегов Амазонки употребляют челюсти муравьев как зашивки для сближения краев раны: дают муравью укусить оба края раны и тогда быстро отделяют его голову от тела».
Повествование Армана Лейрица будет интересно современным натуралистам и любителям книг о животных.
В библиотеку Николая Павловича Касаткина входила также книга «Записки Сергия Григорьевича Волконскаго» с послесловием издателя, князя М. С. Волконскаго, сына автора. Это издание второе, исправленное и дополненное, вышедшее в 1902 г.
Человек интересной и яркой судьбы, выдающийся военный князь Сергей Григорьевич Волконский был участником 58 сражений, кавалером боевых орденов и медалей, обладателем золотой шпаги за храбрость. Герой Отечественной войны 1812 г., в 24 года ставший генералом, он сыграл одну из ключевых ролей в заговоре декабристов.
Знатный род Волконских происходил от черниговских князей, ведших свою родословную от Рюрика. Батюшка, Григорий Семёнович, служил с самим Суворовым, был генералом от кавалерии. Мать, Александра Николаевна, дочь генерал-фельдмаршала Н. В. Репнина, всегда получала высокие должности при императрицах.
В 1819 г. Сергей Григорьевич глубоко проникся гражданскими и либеральными идеями и вступил в Южное общество. Он стал одним из ближайших сторонников П. Пестеля, разделял политическую программу «Русской Правды», согласно которой в России после революции утверждалась республика и отменялось крепостное право. Он не искал личной выгоды, скорее, в случае успешного свержения монархии, он лишился бы части состояния. Тем не менее С. Г. Волконский полностью поддерживал П. Пестеля, готов был идти до конца, выполнял важные функции в руководстве Южным обществом. Волконский вел агитацию в подчиненных ему войсках, отвечал за внутреннюю безопасность заговора, должен был сыграть одну из важнейших ролей в вооруженном выступлении, намеченном на 1 января 1826 г. В результате раскрытия заговора князь Волконский был приговорен к 20 годам каторги, вечному поселению и лишен всех чинов, званий, титулов и наград. Его жена Мария Николаевна стала одной из первых жен декабристов, которые последовали за своими мужьями в Сибирь.
«Записки князя Сергея Григорьевича Волконскаго» — это великолепный образец исторической беллетристики. Они детально раскрывают судьбу этого выдающегося человека и служат незаменимым историческим источником по военной, дипломатической, гражданской и политической истории первой четверти XIX века. В них живые, но спокойно написанные картины войны и мира, житейские встречи, интересные, острые наблюдения над жизнью России и Европы, короткие, но содержательные рассуждения очень умного человека по разным предметам.
Волконский создавал свои мемуары уже после возвращения из Сибири, в последние шесть лет жизни. Несмотря на это, написаны они увлекательно, с юношеским задором и невероятной точностью приводимых фактов. «Записки» отличаются предельной откровенностью автора как по отношению к себе, так и к окружавшим его людям. Его сын, князь М. С. Волконский, решился издать «Записки» только в 1901 году, незадолго до своей кончины. В предисловии к изданию он писал: «Долгие годы я не решался воспользоваться разрешением моего отца, Сергея Григорьевича Волконского, предать гласности оставленные им мне «Записки». Но прошло уже более тридцати пяти лет со дня его смерти, более трех четвертей века истекло со времени последних событий, им описанных. Из лиц, о которых он говорит, не осталось в живых никого. Сошло со сцены, за немногими исключениями, и второе поколение. Наконец, события, о которых идет речь, сделались уже достоянием истории».
«Записки» Волконского стали одним из первых мемуарных сочинений декабристов, изданных в России. Первое и второе издания книги вышли почти одновременно — в 1901 и 1902 гг.
Здесь хочется сказать хотя бы несколько слов о самой издании, потому что оформление действительно не уступает содержанию. Экземпляр в добротном переплете с золотым тиснением на кожаном корешке. Крышки в темно-зеленом коленкоре. Книга напечатана на плотной качественной веленевой бумаге и украшена тремя великолепными гравированными портретами на отдельных вклейках: 1) портретом С. Г. Волконского (с фотографии конца 1850-х годов); 2) его же портретом в чине генерал-майора императорской свиты (с миниатюры 1814 г. художника Жана Батиста Изабэ); 3) портретом Княгини Марии Николаевны Волконской с сыном Николаем (с акварели П. Ф. Соколова, 1826).
Все они выполнены знаменитым гравером Вильямом Унгером в технике гравюры на металле (офорт) и проложены прозрачными защитными кальками.
Редкий фонд ЛОУНБ располагает экземплярами из книжного собрания кандидата права, члена Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты Андрея Евдокимовича Носа (1842–1910). Он был также почетным членом Московского публичного и Румянцевского музеев и казначеем Общества российской словесности. Андрей Евдокимович известен и как биограф известного русского драматурга, члена-корреспондента Российской академии наук А. Н. Островского.
О принадлежности книг к библиотеке А. Е. Носа говорит овальный штемпель в рамке «Андрей Евдокимович Нос. Москва» и конгревное тиснение на обложке: «Нос Андрей Евдокимович».
Среди книг из библиотеки А. Е. Носа — знаменитое и главное философское творение американского мыслителя Джона Уильяма Дрэпера (1811–1882) «История умственного развития Европы».
Джон Уильям Дрэпер родился в семье священника в Ланкашире, Англия. Учился в общеобразовательной школе Вудхаус-Гроув и в Университетском колледже в Лондоне. После смерти отца перебрался вместе с женой в США, штат Вирджиния. Там Дрэпер окончил медицинский факультет Пенсильванского университета и начал преподавательскую карьеру. Через несколько лет он уехал в Нью-Йорк, где основал Медицинскую школу при Нью-Йоркском университете и работал в ней до самой смерти в 1882 году. Интересно, что Уильям Дрэпер являлся также одним из пионеров фотографирования. В 1839–1840 гг. Дрэпер сделал первый фотоснимок Луны и первый в истории фотографии портретный снимок женщины (на фото была его сестра— Дороти).
Джон Дрэпер известен как автор многочисленных трудов по физиологии, химии, физике, а также по истории и философии, в которых развивал позитивистские идеи.
На Западе большой популярностью пользовались его книги «История гражданской войны в США» и «История конфликта между религией и наукой». В России известность ученому принесла именно «История умственного развития Европы», впервые изданная в 1862 году.
Во второй половине XIX века эволюционизм проникал во все науки. Возникшая в геологии и биологии теория применялась в астрономии, химии, педагогике, истории. Изучая историю науки и этапы развития общества, Джон Дрэпер тоже использовал эволюционные идеи Чарльза Дарвина и Герберта Спенсера. В «Истории умственного развития Европы» он утверждал, что историческое развитие народа и жизнь индивидуума управляются одними и теми же естественными законами. Ученый разделял историю на особые «века» — век исследования, век веры, век разума, которые повторялись в жизни всех без исключения народов. Рассматривая в своем труде историю общества как закономерный процесс, Дрэпер объяснял развитие общества биологическими закономерностями, отождествлял его с развитием индивидуума. Он считал, что общество проходит путь, свойственный пути человеческого разума (век легковерия, исследования, веры, разума, упадка). Согласно Дрэперу, главной движущей силой общественного развития является просвещение, человеческий разум. Пессимизм автора, сказавшийся в утверждении неизбежности гибели общества, объясняется его враждебностью к распространявшейся социалистической идеологии. Книга была крайне востребована в России и выдержала не менее 10 изданий до 1917 г.
Еще один экземпляр, входивший некогда в библиотеку А. Е. Носа, — «Сборник в пользу голодающих», изданный в Москве в 1892 г. в редакции журнала «Русская мысль».
Голод в России 1891–1892 годов был экономическим и эпидемическим кризисом, охватившим основную часть Черноземья и Среднего Поволжья (17 губерний с населением 36 млн человек). Непосредственной причиной кризиса был сильнейший неурожай в этой зоне в 1891 году, который поразил именно те местности, где существенная часть крестьянских хозяйств была экономически слабой. Запасы зерна в государственно-общественной системе продовольственной помощи, предназначенной для ликвидации подобных кризисов, на момент неурожая практически отсутствовали. Цены на продовольствие повсеместно росли, а спрос и цены на труд крестьян в зоне неурожая — падали. Государство оказывало помощь голодающим в форме продовольственной ссуды зерном. Для борьбы с голодом также был предпринят ряд административных мер, главнейшими из которых были запрет на экспорт зерновых и льготный железнодорожный тариф для продовольственной помощи. Общий размер ссуд нуждающимся составил 1,48 млн тонн зерна, а общие расходы государства на все виды помощи превысили 160 млн рублей.
Недостаток питания в пораженной неурожаем зоне усугубился эпидемиями тифа и холеры.
Страдания голодающих вызвали большое сочувствие в образованной части общества, в деревню устремился поток интеллигенции. Государство, пытаясь контролировать этот процесс, организовало систему официальных благотворительных учреждений и попыталось наладить сотрудничество с добровольцами. Наиболее эффективной формой общественной помощи крестьянам оказались благотворительные столовые.
Действия правительства по организации помощи пострадавшим от голода были восприняты общественным мнением критически. По мнению как современников, так и историков, голод послужил начальной точкой в развитии конфликта между самодержавной властью и общественностью.
Чтобы внести свой посильный вклад в дело борьбы с голодом, редакция и сотрудники журнала «Русская мысль» предприняли выпуск благотворительного издания. «Сборник в пользу голодающих» был отпечатан в 3000 экземплярах. Все статьи сотрудники «Русской мысли» предоставили безвозмездно. Компания Говарда пожертвовала бумагу, а типография Кушнерева и Ко сделала уступку за типографскую работу. Поскольку цель издания была благотворительной, скидки книгопродавцам за оптовые закупки не предусматривались.
Сборник от авторов содержит :
1. Голод. Стихотворение Василия Величко. 2. А. Исаев. Что сделали Тургенев и Григорович для русской экономической мысли. 3. Сила человека. Стихотворение Д. Мережковского. 4. И. Салов. Скупой рыцарь. 5. Н. Минский. Стихотворение. 6. В. Гольцев. Право и политическая экономия. 7. Сахем. Рассказ Г. Сенкевича. Перевод Вукола Лаврова. 8. М. Протопопов. Сергей Тимофеевич Аксаков. 9. Григорий Мачтет. В голодовку. 10. Как часто, к твоему приникнув изголовью. Стихотворение А. Монастырского. 11. М. Ремезов. Русская колония в Латинском квартале. 12. Гр. Джаншиев. Гражданское правосудие в духе Судебн. уставов. 13. В. Короленко. Черкес. Очерк. 14. Лес. Стихотворение Ал. Ленцевича. 15. В. Соколов. Метеорологические условия неурожая 1891 года. 16. Л. Лукьянов. Денег нет. Рассказ.
В редком фонде ЛОУНБ хранятся также книги из библиотеки М. П. Трунова. Михаил Павлович Трунов родился в городе Воронеже 21 октября 1867 года. В родном городе окончил гимназию, после медицинский факультет Московского университета. Всю свою жизнь Михаил Павлович работал врачом, занимался краеведением и просветительской работой. По его инициативе и при личном участии было создано и зарегистрировано 31 января 1909 года Липецкое Петровское общество распространения научных и практических знаний имени Петра I, целью которого было изучение истории края на основании археологических, этнографических и статистических исследований и поднятие умственного и экономического развития населения Липецка и Липецкого уезда. Петровским обществом была открыта общедоступная библиотека с бесплатной читальней, собран небольшой этнографический музей. Личный вклад Михаила Павловича в историю и культуру нашего города трудно переоценить. Более подробную его биографию вы можете найти на других страницах сайта библиотеки.
В дальнейшем после прекращения существования Липецкого Петровского общества часть его книжной коллекции вошла в фонд Центральной городской библиотеки (ныне Липецкой областной универсальной научной библиотеки).
Сейчас редкий фонд ЛОУНБ располагает несколькими экземплярами из книжного собрания М. П. Трунова с круглым штемпелем с надписью: «Михаил Павлович Трунов | Врач».
Одним из самых интересных в этой коллекции является труд «Электричество и магнетизм» под редакцией В. В. Битнера.
Вильгельм Вильгельмович Битнер (1865–1921) выступил автором и организатором просветительского проекта «Вестник знания». Так назывался и журнал, и издательство, и союз читателей-подписчиков, разделявших просветительско-демократические идеи автора проекта.
Окончив Псковскую военную гимназию, В. В. Битнер служил офицером артиллерии в должности заведующего лабораторией в Бобруйске. Постепенно в процессе медицинской практики Вильгельм Вильгельмович пришел к мысли посвятить жизнь вопросам просвещения народа и организации его самообразования. Битнер переехал в Санкт-Петербург, чтобы реализовать свою мечту.
Вначале В. В. Битнер работал как журналист в редакции петербургских журналов «Природа и люди» и «Научное обозрение», которые выпускались Петром Петровичем Сойкиным — издателем естественно-научной и научно-популярной литературы. В издательстве П. П. Сойкина были опубликованы и первые книжки В. В. Битнера.
В начале 1900-х гг. у В. В. Битнера возникла идея самому заняться издательской деятельностью, и он подал прошение о разрешении выпускать журнал «Народный университет», в котором ему было отказано. Правда, не было утверждено само заглавие журнала — аргумент министра внутренних дел Д. С. Сипягина был следующим: «У нас нет школ, а тут, изволите ли видеть, "Народный университет"». После этого и возникло новое название — «Вестник знания». Разрешение на издание журнала было получено в 1902 г. Программа «Вестника знания» была утверждена министром внутренних дел В. К. Плеве. Первый его номер вышел 14 февраля 1903 г. Девиз журнала: «Учиться и учить других».
«Вестник знания» был ежемесячным иллюстрированным литературным и популярно-научным журналом с приложениями для самообразования. В нем помещались популярные статьи на научные темы, научная хроника, был обширный отдел библиографии. Книжные приложения выходили сериями по 12 выпусков в год каждая: «Общедоступный университет», «Энциклопедическая библиотека», «Библиотека систематического знания», «Народный университет», «Библиотека энциклопедического знания» и др.
Первоначально журнал имел 900 подписчиков, к концу года их число увеличилось до 3000. «Вестник знания» выходил с 1903 по 1918 г.
В библиотеку М. П. Трунова входил и замечательный путеводитель Н. Ф. Окулича-Казарина «Спутник по древнему Пскову», который почти сразу после своего появления стал классикой исторического краеведения, одним из лучших в своем роде изданий.
Его автор Николай Фомич Окулич-Казарин (1849–1923) — юрист, историк-краевед, секретарь и хранитель музея Псковского археологического общества происходил из дворян Витебской губернии. Он окончил Новгородский кадетский корпус и Павловское военное училище. Служил в Кронштадтской береговой артиллерии, затем в управлении Кронштадтской крепостной артиллерии. Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 г.г. В 1880 г. был произведен в подполковники и после сдачи экзаменов зачислен слушателем в Военно-юридическую академию. По окончании в 1884 г. назначен следователем С.-Петербургского военного округа, а затем помощником военного прокурора С.-Петербургского военно-окружного суда. В 1906 г. вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. После 1917 г. проживал в Эстонии.
История же создания «Спутника» такова. Начиная со второй половины XIX в. в разных городах России проходили археологические съезды. Местные археологические общества тщательно готовились к ним и посылали на съезды своих делегатов. XV археологический съезд намечено было провести в 1911 г. в Новгороде. На нем предполагалось рассмотреть вопросы исследования Северо-Запада России, в том числе и Пскова. Возникла идея: к открытию этого представительного собрания издать подробный путеводитель по Пскову, который охватывал бы историю города, его архитектурные памятники, древности Псковской земли.
Н. Ф. Окулич-Казарин берется за труд создания всестороннего путеводителя по Пскову. Времени для его написания оставалось мало, и надо было спешить. Успешному продвижению работы способствовали предыдущие изыскания. Николаем Фомичём была собрана большая часть материала и обширная библиография.
Работа над путеводителем была блестяще завершена в срок, «Спутник по древнему Пскову» вышел в свет в 1911 году с подзаголовком «Любителям родной старины», с 61 фотографией, выполненной замечательным псковским фотографом О. И. Парли, и четырьмя планами.
Один из этих планов, а именно подробный «План губернского города Пскова», особенно ценен для исследователей и историков Пскова. Несмотря на большой успех и популярность «Спутника», Николай Фомич чувствовал неудовлетворенность своей работой. Он продолжал совершенствовать и дополнять текст, искал новые сведения о памятниках, вел переписку с учеными-историками для уточнения сведений, которые вызывали у него сомнения. В 1914 году XVI археологический съезд должен был состояться в Пскове, и поскольку «Спутник» в силу своей популярности весь разошелся, решено было в 1913 г. выпустить второе, дополненное издание.
Путеводитель не потерял актуальности и в наше время. Им пользуются как любители-краеведы, так и научные работники. Если посмотреть библиографию любого научного труда по истории Пскова, там можно обнаружить ссылку на «Спутник по древнему Пскову». Эта книга уже давно стала библиографической редкостью.
Формирование, изучение и описание владельческих коллекций является одним из интересных направлений работы отдела редкой книги Липецкой областной универсальной научной библиотеки. Материал, представленный в данном обзоре, не является полным и исчерпывающим. Всех, кого заинтересовала данная информация, ждем в отделе редкой книги ЛОУНБ.