Наставник русской грамоте. К 445-летию издания "Азбуки" Ивана Федорова
Тот, кто создал азбуку, дал нам в руки нить наших мыслей.
Антуан Ривароль
Имя русского просветителя, основателя книгопечатания в Москве и на Украине Ивана Федорова, хорошо известно в нашей стране и за ее пределами. «Иван Федоров Москвитин», «Иван Федоров сын Москвитин» - так именовал себя типограф на страницах изданий, выпущенных в Заблудове, Львове, Остроге. Документальных свидетельств о его семье, детстве, начальном образовании не сохранилось. Еще в 1935 г. российский историк-геральдист В. К. Лукомский пытался установить происхождение первопечатника по геральдической трактовке его печатного знака. Это гербовый щит, на котором изображен лента, изогнутая в форме зеркального латинского «s» и увенчанная сверху стрелкой. Рисунок идентичен гербу белорусского дворянского рода Рагоза, известному под наименованием «Шренява». В. К. Лукомский сделал вывод о том, что первопечатник происходил из этого рода. В пользу этого вывода говорит и находка в городском архиве Дрездена письма Ивана Федорова саксонскому курфюстру Августу. В 1968 г. российский исследователь жизни и деятельности Ивана Федорова Е. Л. Немировский обнаружил, что к нему приклеен бумажный ярлык, припечатанный штампом. На оттиске можно разглядеть помещенный под короной гербовый щит с изображением ленты, увенчанной стрелой. Использование для запечатывания личной корреспонденции штампа с изображением дворянского герба говорит в пользу шляхетского достоинства Ивана Федорова, которое могло быть и приобретенным. В этом же году в книгах Краковского университета Е. Л. Немировским была обнаружена запись о том, что в 1532 г. ученой степени бакалавра удостоился «Joannes Theodori Moscus», то есть Иван Федоров Москвитин. Молодые люди в ту пору записывались в университет в 15-18 лет и получали степень бакалавра через 2-3 года. Отсюда явствует, что первопечатник родился около 1510 г.
Известно, что Иван Федоров владел несколькими языками – греческим, латинским, польским, был искусным наборщиком и оружейником, вдумчивым редактором. Его пытливая мысль проникалась вопросами богословия, философии, истории, а его труды по книгопечатанию способствовали укреплению духовных связей братских православных народов Московской и Западной Руси. Иван Федоров видел смысл своей жизни в том, чтобы «более распространить слово Божие».
Свидетельства о пребывании Ивана Федорова в Москве мы находим в послесловиях первых точно датированных русских книг, напечатанных Иваном Федоровым – «Апостола» 1564 г. и «Часовника» 1565 г., где типограф называет себя диаконом церкви святого Николы Чудотворца Гостунского в Москве. Это было время преобразований. Молодой царь Иван Васильевич стремился укрепить русское государство. Среди осуществленных реформ был и переход от книгописания к книгопечатанию.
Иван IV повелел построить в Москве типографию, руководить которой был поставлен Иван Федоров. В марте 1564 г. Федоров вместе с Петром Мстиславцем завершил издание первой московской точно датированной печатной книги – «Апостола». Через год ими был издан «Часовник».
После издания этих книг типограф испытал на себе гонения «от многих начальник и священноначальник», несправедливо обвинивших его в ереси. В 1572 г. он вынужден был уехать во Львов. Но и там, «в иных странах», не остался печатник в стороне от задачи просвещения братских славянских народов. В 1574 г. Иван Федоров издал первый известный нам печатный восточнославянский учебник – «Азбуку», которая представляет собой уникальный образец древнерусского руководства для обучения грамоте. Сегодня в мире существует два экземпляра этой книги. Один принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Судьбу этого экземпляра «Азбуки» можно проследить от 16 в. до наших дней.
В 16 в. книга попала в руки итальянца, учившего на Украине славянский язык. Об этом свидетельствуют азбуки, написанные от руки на страницах издания – три славянские и одна латинская. Рядом с одной из азбук помечено «Грамматика Русса», рядом с другой – скептическое изречение «Всякий человек лжив». Имеются на полях и различные записи на итальянском языке. Владелец книги вывез ее в Италию, и здесь в 19 веке она попала в собрание графа Г. С. Строганова. В 1927 г. Азбуку купил в Риме для своей коллекции известный деятель «Мира искусств», антрепренер и искусствовед С. П. Дягилев. Из Парижского собрания С. П. Дягилева после смерти коллекционера букварь попал в библиотеку Гарвардского университета в Кембридже (США, штат Массачусетс).
В 1982 г. найден был новый, второй по счету экземпляр «Азбуки» 1574 г., который был приобретен Британской библиотекой у букинистической фирмы «Marlborough Rare Books». Он переплетен вместе с другой «Азбукой», вышедшей в свет в 1637 г. на Московском печатном дворе в мастерской В. Ф. Бурцова-Протопопова. Конволют подробно описан славистом Кристианом Томасом в 1984 году. Первая публикация о находке в нашей стране принадлежит Е. Л. Немировскому.
Что же представляет собой «Азбука» 1574 г. издания? Она напечатана в восьмую долю листа на бумаге с водяным знаком «Тупая подкова». Такая бумага встречается в заблудовских, львовских и острожских изданиях Ивана Федорова. Книга состоит из 5 восьмилистных тетрадей и содержит 40 листов, или 80 ненумерованных страниц. Размер страницы гарвардского экземпляра – 157х 100 мм. Размер полосы набора – 127х63 мм. На полосе размещено 15 строк. Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют и азбукой, и грамматикой. «Азбука» набрана шрифтом, применявшимся в московских изданиях первопечатника Ивана Федорова.
Художественное убранство – характерные для изданий Ивана Федорова заставки в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек, а также гравюры – герб Львова и типографский знак Ивана Федорова. Славянские и древнерусские книги, как правило, печатали в две краски. Красной краской, киноварью, обычно выделяли заголовки, начальные буквы предложений. В «Азбуке» 1574 г. печать однокрасочная, киновари нет.
Язык «Азбуки» - традиционный старославянский язык богослужебных книг. Первые страницы книги знакомят со славянской азбукой. Иван Федоров использует буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов. Вначале он помещает сочетания согласных с различными гласными. Двухбуквенные слоги собраны в 9 групп, в каждой по 3 строки. Такие сочетания знаков (ба, ва, га) – первое, с чего начинается обучение чтению и письму. Далее Иван Федоров помещает уже более трудные для восприятия сочетания двух согласных и одной гласной (бра, вра, гра). На обороте первого листа «Азбуки» приведен алфавит в обратном порядке. Знаки алфавита размещены по вертикали в 8 колонках, в каждой колонке – по 5 букв, всего – 40 букв. Если читать строки горизонтально, порядок алфавитных знаков получается произвольным. К этому и стремился Иван Федоров, стремясь научить учеников запоминать буквы вне зависимости от их места в общем ряду.
Дальше следуют три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики.
С пятого листа начинается раздел, озаглавленный: "А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматики». За основу Иван Федоров взял грамматический труд «Осмь честии слова», который традиция приписывает одному из отцов Церкви Иоанну Дамаскину, византийскому богослову 7-8 века. В этом разделе автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с буквы "б". Примеры собраны в группы по отдельным буквам алфавита и размещены в порядке следования этих букв. Всего приведено двадцать семь групп примеров. Каждая группа начата названием буквы. Применяя этот метод, первопечатник хотел, чтобы ученики, постигая основы спряжения глаголов, одновременно повторяли названия букв и усваивали их последовательность.
Раздел "По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная" дает сведения об ударениях и "придыханиях" в словах. Примеры размещены в порядке алфавита. Это позволяет составителю «Азбуки» заставить учащихся еще раз повторить азбуку в последовательности знаков. Он воспроизводит букву, а далее приводит два слова, начинающиеся с этой буквы, одинаковых по написанию, но различных по ударению.
Раздел "По орфографии" самый большой и занимает 22 страницы. Он знакомит учеников со склонением существительных и прилагательных и одновременно с правописанием широко распространенных слов, а также содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно (под знаком "титло" - надстрочным значком, означающим пропуск букв). Первопричиной появления знака титло была необходимость экономить дорогостоящий писчий материал. Поэтому сокращали слова, которые наиболее часто встречались в тексте. В богослужебной литературе это были слова, имевшие священный смысл. Иван Федоров приводит большой перечень слов, обычно сокращаемых на письме, и знакомит учащихся с приемами их сокращения. На букву «А» даны, например, слова «ангел», «ангельский», «архангел», «апостол».
Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для закрепления навыков чтения и письма. В первую очередь это толковая азбука, помещенная на листах 23-24. Каждой букве соответствует начинающаяся с этой буквы цитата из Библии, изречение, афоризм. В литературе этот раздел именуют азбучным акростихом. Здесь же первопечатник приводит сведения, которые могли быть использованы для преподавания начатков арифметики. На внешних полях листов с первого до 24 оборотного он поместил знаки алфавита под титлами. Такие знаки в славянских странах и Древней Руси обозначали числа. Внешне это выглядело как нумерация отдельных абзацев текста. Но цель состояла в том, чтобы помочь ученику изучить численное значение букв, бытовавших в славянских странах. На полях приведены числа от 1 до 100. Затем следуют числа 200, 300, 400 и 500. Далее перечень продолжен не на полях, а в качестве последней строки толковой азбуки: 600, 700, 3000. На этом знакомство с числами заканчивалось. Далее идут более сложные тексты для закрепления навыков чтения. Прежде всего это широко известные молитвы, начиная с простейших и наиболее лаконичных «Слава тебе, Боже наш», «Царю небесный», «Отче наш». Многие из этих молитв были знакомы читателю «Азбуки» с детства. Затем следует текст «Символа Веры» с изложением основных догматов вероучения. Иван Федоров, подбирая традиционные библейские тексты, превращает их в программу первичного школьного образования.
А завершается раздел отрывками из Книги притчей Соломона и апостольских посланий, подобранных таким образом, что они составляют советы для родителей, учителей и учеников и призывают «приклонять ухо к мудрым словесам», утешать «малодушных», помогать «немощным», «не творить насилия убогому».
Заканчивается «Азбука» 1574 г. кратким послесловием Ивана Федорова: «Возлюбленный честный христианский русский народ греческого закона! Писал я вам это не самостоятельно, а в соответствии с учением божественных апостолов и богоносных святых отцов, а также, избрав некоторые тексты из грамматики преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина, немного сократив их ради быстрого младенческого научения… Напечатано во Львове в 1574 г.»
На последней странице книги даны 2 гравюры: герб г. Львова и издательский знак печатника Ивана Федорова.
В начале 1575 г. Ивана Федорова пригласил на службу Константин Константинович Острожский, представитель древнего западно-русского княжеского рода, один из богатейших магнатов Польско-Литовского королевства. В своей резиденции князь устроил учебное заведение – Острожскую академию и начальную школу.
Для ее учеников типографом была напечатана новая «Азбука» 1578 г. В настоящее время она известна только в трех экземплярах. Один из них, самый полный, находится в г. Гота (Германия), другой – в Копенгагенской королевской библиотеке в Дании и третий – фрагмент в 4 листа – в Российской Государственной библиотеке в Москве.
Первопечатник умер 5(15) декабря 1583 г. во Львове и похоронен в Онуфриевском монастыре. На могилу положили надгробную плиту с надписью «Друкарь книг, пред тем невиданных».
Просветителем-энциклопедистом справедливо назван Иван Федоров, вся жизнь которого была посвящена тому, чтобы "по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу". Человек, поставленный благодарными потомками в один ряд с Дидро и Вольтером, Новиковым и Радищевым, ибо своей деятельностью заложил основы отечественного книжного дела и создал ценности, которые выдержали испытание временем. Его «Азбуки» послужили образцом для многих букварей, изданных в 16-17 веках в Москве, Киеве, Вильне, Могилеве и стали примером для развития учебных книг в последующие годы. Несомненная заслуга первопечатника как создателя учебных книг в том, что он заложил традицию органического единства их содержания и книжной формы. Все в его книгах продумано: удобный формат, конструкция полос, размер и расположение шрифта, расположение иллюстративного материала.
Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог-новатор, заронивший в своих «Азбуках» ростки гуманистической педагогики. В детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно "в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе".
Его «Азбуки» предназначались для обучения учеников из разных слоев населения. О демократизме издания свидетельствует и обращение послесловия книги к «возлюбленному и честному русскому народу», а не к царю, князю, высшим духовным чинам, как это было принято в 15-17 веках.
Липецкая областная универсальная научная библиотека имеет в своих фондах экземпляры миниатюрных изданий «Азбуки» 1574 г., а также факсимильное издание «Азбуки» 1578 г. Всех читателей, которым интересна история книгопечатания, приглашаем в Сектор редких и ценных книг ЛОУНБ.
Библиография:
- Федоров, Иван (1510-1583). [Азбука, 1574-1974] / Иван Федоров ; [подгот. изд. и послесл. Г. В. Карпюка ; худож. В. П. Богданов ; предисл. В. Столетова]. - Москва : Просвещение, 1974. - [93] с. : ил.
- Федоров, Иван (1510-1583). [Азбука 1574] / Иван Федоров; [подгот. текста и послесл. Г. В. Карпюка ; худож. В. П. Богданов ; предисл. В. Столетова]. - Москва : Просвещение, 1977. - [93] с. : ил. ; 8,5х6 см.
- Федоровские чтения : сборник научных трудов / Научный совет по истории мировой культуры АН СССР ; Государственная б-ка СССР им. В. И. Ленина ; отв. ред. коллегия : чл. - кор. АН СССР, д-р искусствоведения А. А. Сидоров (пред.) [и др.]. - Москва : ГБЛ, 1976. - 1983. Великий русский просветитель Иван Федоров / отв. ред. Е. Л. Немировский. - М. : Наука, 1987. - 240 с. : ил.
- Альманах библиофила / гл. ред. Е. И. Осетров ; Всесоюзное добровольное общество любителей книг. - Москва : Книга, 1985. - Вып. 18. - 1985. - 295 с. : ил.
- Русский первопечатник : краткое жизнеописание. "Азбука" Ивана Федорова 1578 г. - Москва : Сполохи, 2000. - 168 с. : ил.
- Немировский, Евгений Львович. Иван Федоров. Начало книгопечатания на Руси : описание изданий и указатель литературы / Е. Л. Немировский ; Рос. гос. б-ка, НИО редких книг (Музей книги). - Москва : Пашков дом, 2010. - 341, [2] с., [4] л. факс.
- Немировский, Евгений Львович. Азбуки Ивана Федорова, его учеников и последователей / Е. Л. Немировский. - Пятигорск : Снег, 2015. - 271 с., [16] л. факс. : ил., цв. ил., факс.
- Немировский, Евгений Львович. Книги, изменившие мир : [в 2 т.] / Е. Л. Немировский ; [под общ. ред. Ю. Э. Шустовой] ; Рос. гос. б-ка. - Пятигорск : Снег, 2015. + прил. (32 с.). - Т. 1. - 2015. - 526 с. : ил., цв. ил., портр., факс., табл.